Налоговая политика государства. Регулирование экономики через налоговую политику

Налоговая политика – это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой преследуются следующие цели:

§ Фискальная – формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;

§ Экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;

§ Социальная – снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;

§ Экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;

§ Контрольная – проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;

§ Международная – заключение с др.странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

Следовательно, налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.

Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и независимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджетную систему страны, а значит «обслуживает» бюджетную политику. Однако в не меньшей степени налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности, 1) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм; 2) необходима эффективная система взимания и перераспределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней для обеспечения гармоничного развития государства как целого и проведения региональной политики; 3) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период.

Налоговая политика должна способствовать сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения, поэтому можно говорить о неразрывной связи между налоговой и социальной политикой. Точно так же через определенные налоговые инструменты осуществляется воздействие на природоохранную, таможенную, валютную и др.направления государственной политики.

Налоговую политику можно свести к трем элементам:

§ Определение и постановка основных целей, вытекающих из общих целей социально-экономического развития общества, их конкретизация до уровня перспективных и текущих задач (в этом смысле можно говорить о нал.стратегии и нал.тактике);

§ Разработка методов, определение средств и конкретных организационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели и задачи;

§ Подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать цели.

Нал.политика может быть действенной (как и любая политика) лишь в том случае, если она опирается на серьезные теоретические обоснования и концептуальные разработки.

Среди многих плодотворных идей, разработанных А.Смитом, следует выделить доказанную им необходимость множественности налоговых платежей. Множественность налогов в налоговой системе позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на производство, потребление и накопление. Однако отсюда вытекает необходимость умеренности ставок по каждому из налогов. Вместе с тем множ-сть налогов усложняет расчеты и налоговый контроль, потенциально предоставляет возможности уклонения от них. Поэтому общее число налогов в системе д.б. оптимально.

Важная проблема нал.политки – выбор надлежащего источника и объекта налогообложения. Здесь принципиальна позиция Д.Рикардо, считавшего налоги неизбежным злом. Гос-во должно поощрять развитие производства, экономический рост. По мнению Рикардо, нельзя облагать налогами капитал и сдерживать его накопление; нежелательно обложение прибыли, поскольку это ограничивает самофинансирование бизнеса. Поэтому акцент в нал.политке д.б. сделан на обложение физ.лиц (их доходов, имущества, потребление).

Согласно марксисткой социологической доктрине, предпочтение д.б. отдано прогрессивному и поимущественному налогообложению, т.е. ущемлять следует богатых. Косвенные налоги, как регрессивные, ухудшающие положение малообеспеченных, Маркс назвал прогрессивными «навыворот».

Д.Милль разработал нал.теорию услуг, суть которой состоит в следующем: граждане д.уплачивать налоги пропорционально благам, получаемым ими от деятельности гос-ва. С этой точки зрения в условиях роста коммерциализации образования, здравоохранения, культуры в России нал.нагрузку на российских граждан следует снижать.

В целях ослабления соц.напряженности Милль предложил внести изменения в сферу распределения доходов: при подоходном налогообложении граждан следует вводить необлагаемый минимум, равный прожиточному. При этом надо учитывать как суммы доходов членов семьи (домохозяйства), так и прожиточных минимумов для всех членов семьи.

Подобного рода изменения в нал.политике выдвигаются и российскими учеными. Предполагается освободить от налогообложения миним.доходы граждан за счет установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для проживания самого работника и его семьи при условии, что будет снижено предоставление бесплатных социальных услуг, финансируемых за счет государственного бюджета, и установлен льготный режим для частного пенсионного обеспечения. При этом д.стимулироваться все формы зарабатывания дополнительных пенсий – с помощью страховых фирм, частных пенсионных фондов, за счет средств предприятий и др.

Если обратиться к опыту нал.политики развитых стран, осуществляемой в рамках основных научных концепций, то следует выделить два противоположных направления.

Кейнсианское направление предполагает высокое нал.бремя, обосновывая это тем, что необходимы средства для существенных гос.расходов и формирования «эффективного спроса»; при этом различным предприятиям и отраслям предоставляются ощутимые и разнообразные нал.льготы, рассматриваемые как важнейший инструмент гос.регулирования экономики.

В рамках неоклассического направления, наоборот, взят курс на постепенный отказ от нал.льгот, что расширяет нал.базу, позволяет снизить общее налоговое бремя, сформировать условия для честной и справедливой конкурентной борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: