Проблема единства и многообразия мира

В философии давно ставился вопрос о том, есть ли что-либо общее, что свойственно всем без исключения явлениям мира и, если это общее существует, то в чём оно состоит? Возможны следующие варианты ответа на этот вопрос: либо мир вообще лишён какого бы то ни было единства, либо единство мира существует, но достигается в идеальной сфере (в мышлении субъекта, в "мировом разуме"), либо, наконец, имеет место материальное единство предметов и явлений. В виде одного из двух последних вариантов решалась проблема единства мира в истории идеалистической и материалистической философии. Дюринг не отрицал единства мира, но видел это единство в самом факте существования вещей. Единство мира, утверждал он, заключается в его бытии. Однако существование тел само по себе ещё такого единства не обеспечивает. Позиция Энгельса: единство мира состоит в его материальности - принципиально отличается от точки зрения Дюринга. Во-первых, понятие бытия очень широкое и не выражает ни материалистической, ни идеалистической позиции. Существуют объекты материального мира. Но также существуют и явления, принадлежащие к психической сфере человека. Энгельс подчёркивает не просто существование вещей, но их существование независимо от сознания человека, т.е. решает проблему единства мира материалистически. Ибо тезис "единство мира в его бытии" вполне может быть истолкован и идеалистически. С материалистической точки зрения единства мира имеет место независимо от того, существует ли человек с его сознанием, осознаётся ли им это единство или не осознаётся. Идеализм же видит "корень" единства мира либо в человеческом сознании, либо в "мировом разуме". Во-вторых, положение о материальном единстве мира включает в себя признание не только не зависимого от сознания существования самих вещей. Кант признавал существование "вещей в себе", но единство мира приписывал разуму. Важнейшие доказательства единства мира были получены науками о неорганической природе: физикой, химией, астрономией. В ходе их развития обнаружилось, что некоторые виды материи и формы движения объединяются. Важным направлением развития наук о неорганической природе, подтверждающим иатериальное единство мира, стало исследование глубин Вселенной. Существенные доказательства единства мира дал спектральный анализ в середине 19 в. (открытие гелия первоначально в спектре Солнца и лишь впоследствии на Земле). Биология раскрыла единство в живой природе. Большой вклад в понимание единства живой и неживой природы внесли успехи органического синтеза. Определённый философский вклад в разработку проблемы материального единства мира внёс Н.Г.Чернышевский. Он обосновывал неразрывную связь между органической и неорганической природой, между растительным и животным миром, между человеком и высшими животными. Чернышевский считал, что сама наука подошла к установлению единства всей природы, и философия должна это принять в качестве бесспорного факта. Ещё одним направлением в научном осмыслении материального единства мира стало открытие законов сохранения. В них содержится естественнонаучное обоснование тезиса о единстве природы. М.В.Ломоносов заложил первый камень в здание естественнонаучной разработки законов сохранения, доказав сохранение массы (веса) веществ в химических реакциях. Следовательно, вся материя связана определённым единством. Вторым этапом в поиске и открытии законов сохранения стал экспериментально доказанный закон сохранения и превращения энергии. Таким образом, развитие всей совокупности естественных наук даёт безусловные доказательства материального единства мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: