Исторические формы диалектики и метафизики

Если в природе и в обществе все, в конечном счете, совершается диалектически, то это не может не выражаться в человеческой сознании. Оно само — способ существования диалектики, но диалектики субъективной. Ее сфера — мир чувств, переживаний, знания, мысли, ценностей, духовных установок и ориентации, морали, науки, философии. Это мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно как и объективная диалектика бытия, в тех или иных своих сторонах воспроизводится стихийно в обыденном человеческом мышлении. Для философии свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектических процессов, происходящих в сферах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалектика выступает в виде той или иной мировоззренческой теории. Среди них принято выделять три исторические формы диалектики: диалектику древних философов, идеалистическую диалектику и материалистическую диалектику.

В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия. Если обращение древних философов к подобным идеям имело, в общем, характер ценных, стихийных диалектических догадок, то немецкие философы XV1H-XIX вв. свои размышления о развитии приводили в сознательно построенную логическую систему. Наиболее стройной теорией идеалистической диалектики стало учение Гегеля. Он признает ее ведущим началом принцип противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего развития, формулирует главные его законы. Но как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диалектика свое предназначение сводила, в конечном счете, только к рациональной интерпретации "разумной" действительности для примирения с нею. Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики. Она отныне предстает как "наука о всеобщей связи", "наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления".

Вместе с тем в философии наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Такова, например, экзистенциалистическая версия диалектики. Ее приверженцы (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр и др.) исходят в интерпретации диалектики из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия, трактуемого к тому же преимущественно в духе погружения одинокого индивида в коллизии личного сознания. Мир смысложизненных переживаний субъекта, особенности его духовного состояния и противоречий существования в пограничных ситуациях (страдание, чувство вины, ожидание смерти, ужас и т.п.) характеризуются, конечно, сложной динамикой чувств, мыслей и действий людей. Вместе с тем ограничивать ее компетенцию, что свойственно теоретикам экзистенциализма, только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой — при отрицании универсальной объективной диалектики бытия — крайне уязвимо и философски несостоятельно.

Одним из вариантов идеалистического понимания диалектики является ее истолкование неотомистами, современными последователями учения религиозного философа Фомы Аквинского. Неотомисты Ж. Маритен, Э. Жильсон и другие видят диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира.

В отличие от сугубо религиозной версии диалектики с ее трагически неразрешимыми и неустранимыми противоречиями определяемого высшими силами человеческого бытия приверженцы так называемой "негативной диалектики" сосредоточивают внимание на критике существующей действительности. Группа философов Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе) возводят в ранг главного мировоззренческого принципа идею универсального отрицания. Они определяют диалектику как "последовательное осознание не идентичности", как безоговорочное "анти", "контра", "нет" всему позитивному. Отрицание — на самом деле один из важнейших элементов диалектики – превращается ими в абсолют, в акт всеобщего отречения.

В каждом конкретном случае подобные теоретические доктрины нуждаются в специальном анализе. В них могут содержаться ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя, в общем, такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.

В отличие от них материалистическая диалектика представляет собой философское понимание мира в его целостности, единстве и саморазвитии. Содержание диалектики как теоретической системы составляют ее элементы: категории, законы, принципы и концепции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: