Понятие диалектики, ее содержание, структура

Построить целостный теоретический образ мира в его динамике достаточно трудно. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики, как наиболее полного и всестороннего учения о развитии.

Понятие диалектики употреблялось в истории фил-ии в разных значениях.

Родилось оно в древнегреч-ой культуре, где высоко ценилось умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущество своих собственных позиций. Под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение развивать обсуждаемую тему.

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Он практиковал ведение диалогов о смысле общих понятий (красота, мужество, справедливость). Целью бесед был переход от частных случаев использования понятий к искомым общим их определениям.

Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям — идеям, выражающим истинно сущее. Сократ применил метод иронии, побуждая собеседника признать, что он прав частично. Искусство диалога наз-л маевтикой, подразумевая, что диалог помогает рождению истины как чего-то нового, что отсутствовало в начале спора и появилось в процессе обсуждения.

Диалектика как искусство спора развивалось в средн. века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. В средн. века искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих.

Не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам — таковы цель и назначение диалектики творческого диалога. Приемы столкновения мнений и диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях живого спора реальных людей. Они важны при анализе противоборствующих взглядов, позиций, направлений мысли, которые утверждались в разное время, в разных странах, социальных системах, культурах. Тексты и другие средства информации позволяют вступить в реальную или мыслимую полемику с людьми находящимися далеко или живущими задолго до нас. Возможен диалог поколений, эпох, культурных, национальных, политических, религиозных, философских традиций, школ. Схемы спора различных сторон воспроизводятся в общих чертах и процессе поиска истины одним лицом. Творческое мышление диалогично по своей сути. Способы разрешения разногласий между людьми оказались незаменимым средством уяснения сложных ситуаций бытия.

Диалектика: 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, чел-го мышления. 2. Противоречие. 3. Способ постижения.

Разделы диалектики: 1. Объективная как совокупность объективных закономерностей, действующих в мире (диалектика природы, общества, мышления). 2. Субъективная, диалектическое мышление представляет собой отражение в сознании, форме, мысли.

Структура диалектика: 1. Принцип — руководящая идея. Это значит, принцип используется как ориентир для построения теории диалектики и как универсальный подход для раскрытия содержания, свойств реальности. В современной фил-ии выделяют: принцип универсальности взаимосвязи, принцип развития, принцип системности. 2. Законы диалектики конкретизируют принципы. Закон — всеобщее необходимое, внутренняя существенная повторяющаяся связь явления, процесса. К основным законам относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицаний. Не основные законы — это парные категории диалектики т.к. они фиксируют связи, которые нельзя разрывать (причина-следствие, сущность-явление, содержание-форма). Категория — наиболее общее понятие, которое выражает наличие в реальности всеобщих, универсальных связей.

Основные законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия. Он говорит о том, что любому объекту присущи внутренние и внешние противоречия, т.е. единство и взаимодействие каких-то противоположных друг другу компонентов, свойств, связей, тенденций (образование и разложение молекул в химической реакции, наследственность и изменчивость живых организмов…). Именно система этих противоречий, с точки зрения данного закона, и есть источник всякого процесса развития. От соотношения "сил" между противоположностями, от преобладания одной из них над другой зависят направление и результаты всех изменений, происходящих с предметами и явлениями. Этот закон ориентирует человека, изучающего ту или иную вещь, на познание противоречий, объективно присущих ей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, который раскрывает механизм любого процесса развития. Его содержание выражается с помощью следующих категорий: 1) качество — специфическая определенность вещи, система ее существенных свойств; 2) количество — внешняя определенность вещи (величина, энергия, скорость изменений); 3) мера — границы, в которых вещь остается сама собой, ее качественная специфика не меняется. Смысл закона состоит в том, что количественные изменения вещи рано или поздно нарушают ее меру и вызывают переход вещи от старого качества к новому (изменение агрегатных состояний веществ, превращение химических соединений). В познании этот закон важен ориентацией человека на поиск меры любого явления и ее использования в практических целях.

Закон отрицания: 1) в процессе развития прежние качества или состояния вещей сменяются (т.е. отрицаются) новыми. При этом некоторые компоненты и свойства старых явлений сохраняются и используются новыми (преемственность). 2) возникшие новые качества (выступившие в роли отрицания рано или поздно устаревают и сами уступают место (отрицаются) более современным состоянием и свойствами. Таким образом, развитие есть цепь отрицаний, следующих друг за другом; 3) в результате повторных отрицаний в развитии может произойти повторение на новых стадиях процесса свойств и признаков прежних этапов. Развитие поэтому сочетание общего движения вперед и относительного возврата "назад" (спираль).

Не основные законы:

Причина и следствие. Между многими явлениями мира существует и обнаруживается особый вид связи — генетическая, или порождающая связь. Она заключается в том, что определенное явление порождает или изменяет какое-то иное явление. Первое явление — причина, а его результат — следствие. Закон говорит о том, что любое явление или его свойство есть следствие той или иной причины. Беспричинных явлений в мире не бывает, есть только явления, причины которых пока не установлены. Следствие же, в свою очередь, может выступить причиной новых явлений и событий. Таким образом, развитие любого предмета или явления есть длинная цепь причинно-следственных связей и переходов.

Возможность и действительность. Можно говорить о 2-х больших группах явлений и событий: о тех, которые уже есть в мире, существуют в нем, и о тех, которых пока нет, но которые могут реализоваться, возникнуть. Первая группа — действительность, вторая — возможность. Кроме того, возникло и понятие "невозможное", обозначающее такие явления, которые никогда не могут стать действительность, т. к. противоречат объективным законам (вечный двигатель).

Любое развивающееся явление обладает тем или иным набором возможностей. Развитие есть переход от одной действительности к другой за счет реализации определенных возможностей, присущих прежней действительности. Новая действительность обладает и новыми возможностями, часть которых так или иначе будет реализована развивающимся явлением. Любая действительность есть, следовательно, реализованная возможность. Знание возможностей, присущих вещам и явлениям, помогает человеку предвидеть их развитие и в той или иной мере управлять ими.

Необходимость и случайность. Одни из явлений в данных условиях становятся действительностью, другие — нет. Такое различие обозначается в философии с помощью категорий "необходимость" и "случайность". Первой обычно обозначают те явления или их свойства, которые вытекают в основном из внутренней природы вещей и поэтому в данных условиях существуют обязательно (смена времен года, потребность в питании для живых существ). Вторая используется для обозначения таких явлений или их свойств, которые следуют, главным образом, из стечения обстоятельств и поэтому в данных условиях могут как быть, так и не быть.

В реальном мире необходимость и случайность взаимосвязаны, могут переходить друг в друга. Любой процесс развития есть сложное переплетение необходимых и случайных событий, при этом любая необходимость проявляется в форме случайностей, а за каждой случайностью скрывается какая-то необходимость. Поэтому в мире нет ни "чисто необходимых", ни "чисто случайных" событий и явлений — за каждой кажущейся случайностью надо уметь находить необходимость и, наоборот, следует изучать те случайные формы, в которых обычно проявляется та или иная необходимость.

Часть и целое. Эти категории используются обычно для характеристики структурной организации вещей и явлений. Под целым понимают такое единство, которое включает систему взаимодействующих элементов и обладает новыми качествами, отсутствующими у отдельных элементов. Часть — любой составной элемент данного целого. Понятие целого и части в определенной степени относительны: любое целое есть часть более сложных систем, а каждая часть обладает какой-то структурой и, значит, сама играет роль целого в отношении своих элементов.

Развитие явления есть, прежде всего, целостный процесс устойчивого взаимодействия своих частей. В нем каждая часть выполняет определенную роль, влияя на развитие целого и изменяясь, сама в результате этого развития. Зная части, мы стремимся познать целое, а, познав его, мы можем лучше понять специфику и значение каждой из частей.

Содержание и форма. Эти философские понятия тесно связаны с категориями части и целого, конкретизируют его. Под содержанием явления понимают совокупность всех его составных частей — элементов и отношений между ними. Форма — способ организации и существования данного содержания. Эти характеристики вещей и явлений неразрывно связаны: содержание всегда как-то оформлено, т.е. организовано, а форма содержательна, т.е. компонует тем или иным способом составные части явления.

Этот закон требует от людей анализа взаимосвязи формы и содержания развивающихся явлений, поиска наиболее оптимальных организационных форм, способствующих развитию в нужном для человека направлении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: