Понятие природы и философский подход к ее пониманию

Понятие «природа» — одно из наиболее широких понятий. Понятием охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: природа — это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще употребляется в смысле, обозначающем всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько мыслился как одна из ее частей. У античных философов понятие космоса охватывалась вся доступная человеческому разуму природа. При этом природа противопоставлялась хаосу — он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное, совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой — это задача научного познания природы.

В средневековой христианской культуре сложилось другое понимание природы. Окружающая природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем человек, поскольку только он в процессе творения был наделен божественным началом — душой. Природа мыслилась как источник зла, которое нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борение души с греховным природным началом — телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природа понималась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Подобная система взглядов не могла стимулировать интереса к научному познанию природы. Однако существовала другая линия в отношении к природе. Понимание природы как божественный план и тем самым восславить мудрость и всемогущество творца. Отсюда — метафорическое понимание природы как книги. Эти воззрения сыграли немалую роль в возникновении естествознания.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения.

В период становления промышленного капитализма возникает еще один тип отношения к природе. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета.

Что касается естественнонаучного познания, то в нем доминирующим становится идея испытания природы, стремление свести все ее качественное многообразие к небольшому числу строгих количественных законов. В то же время естественнонаучный материализм исходил из узкого взгляда на богатство взаимоотношений человека и природой. Эти воззрения не были общепринятыми. Тем не мене они преобладали до середины 20 столетия и наиболее соответствовали реальной практике взаимоотношений общества и природы. Во второй половине 20 века положение резко изменилось. По мере того как научно-техническая мощь человека становится сопоставимой с масштабами действия сил природы, люди получают все больше поводов для того, чтобы убедиться в опасности неограниченного и непродуманного использования этой мощи. Произошли глубокие изменения самого характера природопреобразующей деятельности человека, ее направлений и методов осуществления. Т. е. существует разумный и гуманный принцип во взаимодействии общества и природы.

Человек всегда находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на»человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания. Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними.

Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе.

Можно выделить 3 периода:

1) Аграрное общество – человек овладел организмами окультуренных растений, одомашненных животных, как биологическими орудиями труда для производства продуктов питания и др. целей. Человек жил за счет естественных источников.

По Вернадскому, древние люди овладели биохимической энергией для производственных целей, т.е. в целях к-ры. Это героический период в создании ноосферы.

Древнее земледелие и скотоводство – человек адаптировался к природным условиям, а технологические процессы стихийно приспосабливались к законам развития костного и живого вещества.

2) Индустриальный – с к. XVIIIв. и практически до настоящего времени. Этот период промышленной технической революции и возникновения экологически вредных технологий производства. Их давление сегодня настолько велико, что живое вещество не успевает его нейтрализировать.

Следовательно, задача выработки эффективной стратегии выживания, осознания путей выхода из экологического кризиса.

3) Ноосферный – с к. XXв.

В мировой социологии будущее человечества обозначается как «постиндустриальное общество», «технотронное общество» и т.д. эти понятия связаны с процессами изменения НТР. Но эти термины недостаточны для отражения всей сложности переходного периода к новой цивилизации.

Поэтому характеру и направлениям современного мирового развития более соотносят понятие «ноосферная цивилизация». Noos в переводе разум. Взаимодействие человека и природы должно осуществления посредством разумного регулирования. Разум человека должен послужить основной гарантией и средством выхода из социально-экологического, духовного кризиса, который сложился в техногенный период.

Важнейшая составляющая – создание природосохраненяемых наукоемких технологий. Развитие науки направлено на решение экологических проблем.

Характерные черты становления «ноосферной цивилизации»

1) Основной фактор вовлечения людей в активные процессы нейтрализации и преодоления экологического кризиса – изменение сознания людей, их мышления, формирование мотивов деятельности, базирующихся на законе экологического императива.

Вернадский обосновал идею о том, что в XXв. человечество стало единым целым. Он доказал, что ноосфера – закономерный результат развития биосферы. Природа постоянно находится в поисках чего-то нового.

2) Второй важный фактор – наука, которая превратилась в планетарное явление. Происходит взрыв научного творчества, возникают многочисленные центры научной мысли.

Материализация достижений НТР позволяет создать экологически безвредный технологический базис ноосферной цивилизации, основывающийся на принципах биотически замкнутого круговорота веществ, энергии, информации. Информационная революция позволяет обеспечить мах экологическую безопасность технологий, их вписанность в биотические циклы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: