Человек как биосоциальное существо. Индивид, индив-ность, личность

В понимании сущности человека очень важным является вопрос о соотношении в нем биологической и социальных сторон. Человек есть продукт длительного развития живой природы. Как биологическое существо он представляет собой телесно-материальное образование со своими функциями. Вместе с тем, чел. рождается и живет в обществе, в социальной среде и поэтому он, безусловно, существо социальное.

Однако упрощенное понимание данного положения может привести к точке зрения, что все человеческое существование определяется только влиянием соц. среды. В социальной практике нельзя игнорировать природную сторону человека, которая выражается в биологических процессах его организма. Биологическое в человеке не может быть вытеснено социальным. Биологическая сторона проявляет себя на всех этапах социализации человека, влияет на конкретные формы его социального поведения и его деятельности.

В последнее время усилилась биологическая направленность в осмыслении проблемы человека. Широко изучаются биол. основы социальной жизнедеятельности людей. Сторонники социобиологии пытаются согласовать данные генетики, этологии (наука о поведении животных) и т.д. с целью сформировать представление о социальном поведении человека.

Социобиоология имеет тенденцию к оправданию агрессивных действий в обществе. Агрессия — врожденное видовое качество человека, выработанное в борьбе за существование. Энергия агрессии накапливается в нервной системе под влиянием конкуренции и в целях физического подавления противников. Отсюда — всевозможные межэтнические столкновения, гражданские и др. войны.

Биологическая и культурная эволюция человека носят взаимодополнительный характер. Процессы органической и культурной эволюции происходят совместно и в этой совместной эволюции гены и культура неразрывно связаны. Ведущая роль в этом процессе отводится генам. Именно последние оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. С такой точки зрения чел. — объект биологического знания. Но попытки объяснить развитие и поведение человека в рамках биологии нельзя признать состоятельными.

Индивидуальное бытие человека протекает во взаимодействии биологических и социальных сторон. Эта двусторонность конкретного человеческого бытия отражается в фил.-антропологических понятиях, как ‘индивид’,’личность’,’индивидуальность’.

Человек как индивид есть биологическое существо имеющее определенную телесную организацию. Характеристики человека, как индивида, определяются, прежде всего, генотипом (набором генов, полученных от родителей). Эти характеристики охватывают анатомо-физиологические данные человека, т.е. индивидуальные особенности его телесности (резус крови, цвет глаз), а также данные психические (индивидуальные психологические задатки в виде воли, памяти). Но проблема человека как индивида не исчерпывается его генотипом. Она требует учета фенотипа (совокупности признаков, формируемых в процессе индивидуального развития). Это развитие протекает в соц. среде. Каждый чел., начиная с раннего возраста формируется как существо биосоциальное.

Индивидуальность — это уникальные, неповторимые свойства. Каждый в своем роде индивидуальность.

Соц. сущность человека выражается понятием личности. Чел. как личность есть результат социализации индивида в процессе онтогенеза. Т.о. чел. становится личностью в ходе индивидуального развития, происходящего в обществе.

Благодаря развитию системы образования, возможностей коммуникации, процессу информатизации общества чел. получает в наст. время гораздо больше информации, чем раньше. А это создает доп. возможности для развития личности.

Сущ. 2 подхода к чел. как личности: монадный и плеядный. Монадный связан с признанием абсолютной приоритетности личности (ценности чел. личности выше любых других). Плеядный сходит из игнорирования или принижения прав личности, подчинения ее интересам соц. общности. Эта точка зрения приводит к подавлению прав чел., признанию его элементом соц. системы.

Биол. качества индивида наиболее стабильная сторона в чел., которая остается неизменной в норме и патологии, в условиях психического здоровья и в состоянии душевной болезни. Личностные же качества во многом зависят от функционирования чел. сознания. Нарушение в нормальной деятельности сознания ведут к полной или частичной утрате личностных черт (наркоманы, алкоголики).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: