Человек как предмет философии

Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению.

Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микроскоп. Человеческое и природное то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм делает существенный шаг вперед в понимании человека. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Главное размежевание внутри христианства проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».

Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела — преимущество человека перед другими созданиями.

В Новое время Декарт рассматривал мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Человек — это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего.

Для Канта человек двойственен. Специфика человека определяется его трансцендентностью и нравственной свободой поведения.

В немецком романтизме конца 18 — начала 19 века происходит возвращение к традициям Ренессанса. Сфера эмоционально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и становится выше его.

Гердер и Гегель развивают идею историчности человека. Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах в Германии, Чернышевский и Антонович в России возвращают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность.

В философии жизни (Ницше) на первый план выдвигаются мыслительные способности человека: чувство, воля, интуиция.

Экзистенционализм: на первое место выдвигаются чувства, но не просто чувства, чувствования переживания.

Феноменологизм Руссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание считается интенсиональным, оно изначально направлено на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире.

Кассирер: человек — существо, которое создает символ самого себя, культуру.

Философская антропология — философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.

Ставится задача воссоздать целостное понятие о человеке.

Таким образом, как бы ни строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете, речь идет о его сознании, разуме, чувствах, мыслях, воле и т.п.

Существуют 3 концепции происхождения человека: трудовая, игровая и религиозная.

Самая аргументированная теория, которая закрепилась в статусе научной, выводит мир культуры в рамках трудовой деятельности и объявляет сознание, речь и социальную форму жизни целесообразной деятельности человека по производству орудий труда.

Игровая теория строится на теории игры. Считается, что игра как биологический инстинкт, присутствует в мире животных, и она же является элементом культуры. Поэтому предлагается версия, что в какой-то момент прачеловек в стадии игры перешагивает рамки чисто биологической деятельности и становится человеком.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: