Познание как отражение и творчество. Проблема истины и её критерии

Еще во времена античности возникла трактовка истины как соответствия знания вещам, объектам. Истина — это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Иными словами, истина представляет собой соответствующее действительности содержание наших знаний о ней.

Истина заключает в себе процесс движения знаний ко все боле адекватному воспроизведению действительности. Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко всей более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной. Относительная истина характеризует не полноту, не окончательность, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Абсолютная истина концентрирует в себе то в наших знаниях, что является безусловным, не может быть опровергнута.

Движение человеческого познания происходит в направлении овладения абсолютной истины, складывающееся из суммы относительных истин. Каждый новый этап познания ограничен уровнем развития науки. Условиями жизни общества, делающими наше знание относительными, т.е. неполными, приблизительными.

Относительная истина — это истина, нуждающееся в уточнении пределов и условий их действия, в дополнении, углублении, конкретизации, в дальнейшем развитии. Попытки признавать существование одних относительных истин получили название релятивизм. Представители релятивизма рассматривают познание как относительное, условное, субъективное.

Стремление оперировать одними абсолютными истинами вобрал в себя догматизм — это не критически односторонний, антиисторический тип мышления. Он не учитывает специфические условия места, времени, действия выдвигаемых положений.

Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективная по своему содержанию и субъективно по форме выражения. Но объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества.

Истину характеризует и такое свойство как её конкретность. Оно — свидетельство того, что об объекте судят на основании его реальных связей. Истина конкретна, т.к. она отражает объект либо какую-нибудь из его сторон в определенных условиях места — времени. Абстрактной истины нет, она всегда конкретна.

Процесс постижения истины всегда сопровождается оперированием заблуждениями. Принимая за истинное то, что на самом деле не соответствует реальности, люди впадают в заблуждение. Осуществляя в ходе познания поиск истины, человек пользуется возможностями свободы выбора, и именно это, неизбежно приводит его к заблуждениям.

Истине в познании противостоит не только заблуждение, но и ложь. Она предполагает сознательное искажение действительности, целью которого является обман. Ложь не в состоянии вырасти в истину, служить её достижению. Извращенная истина становится ложью.

Отделить истину от заблуждения, оградить от последствий неточностей, просчетов, промахов познания позволяет ориентация на всесторонне обоснованный критерий истинности знания.

Рационалисты считали, что критерием является само мышление в силу того, что оно ясно и отчетливо мысли объект (Декарт, Спиноза) такой подход имеет связь с убеждением, что истина постигается с помощью интеллектуальной интуиции. С точки зрения Канта, всеобщего материального критерия быть не может, так как само существование такого критерия он считал противоречивым. Соловьёв считал центральным в установлении истины моральный аспект: её критерий предполагает добросовестную работу мышления. Согласно взглядам Кассирера критерием является внутреннее непротиворечивость самого мышления. Сторонники сенсуалистического направления в теории познания истолковывали критерий как непосредственную очевидность ощущения (Беркли, Аристипп) или как согласованность понятий и суждений с чувственными данными (Юм).

Конечно истина приносит или может принести людям пользу, но это не значит, что все полезное истинно. Понимание практики как критерий истины зародилось в философии Гегеля. Исследование роли практики в познании её участия в нем как критерий истины было предпринято в марксизме. Для того, чтобы сравнить имеющийся образ самим объектам, необходимо практически воздействовать на этот объект. В случае обнаружения прогнозируемых изменений можно считать исходное представление истинными. Если исходить из ошибочных представлений, то невозможно получить на практике те результаты, которые предполагали. В итоге, представление об объекте придется пересмотреть, признав их несостоятельность. Процесс познания формирует знания людей, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Это — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, вершиной которого является постижение истины.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: