Сознание, его происхождение и сущность. Структура сознания

Сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое означает способность одних материальных систем оставлять "след" в других в процессе их взаимодействия. Вследствие взаимодействия систем отношения между ними носят характер взаимоотражения. Отражение в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем, каждая из которых находится в состоянии динамического равновесия. Данное состояние постоянно нарушается внешними факторами, которые оказывают воздействие на систему, приводя либо к ее разрушению, либо к восстановлению прежнего равновесия. В ходе восстановления равновесия во взаимодействующих системах происходят изменения, носящие характер отражения. Отражение есть определенная сторона изменения, происходящего внутри системы под влиянием внешних условий. Оно выступает, как способность материальных систем воспроизводить внутреннее строение воздействующих на них объектов или некоторые особенности их строения. Иными словами, отражение есть свойство материальных образований воспроизводить в ходе взаимодействия свойства и особенности других систем. В простейших случаях — это след на песке, отпечатки давно умерших животных, отталкивание тела при соударении его с другим телом и т. п.

Признание отражения всеобщим свойством материи свидетельствует о том, что в основе материи как объективной реальности содержатся предпосылки для возникновения сознания, которые реализуются в ходе ее развития. Вместе с тем неправомерны утверждения гилозоистов (Б. Спиноза) о том, что вся материя наделена способностью мыслить. Мышление — качественно особая, высшая форма отражения, присущая исключительно человеку. Само отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне.

Отражение в органической природе определяется характером и уровнем поведения живых систем. В процессе эволюции усложняются и специализируются органы чувств организмов, которые достигают наивысшей степени совершенства с возникновением нервной системы.

Еще более сложный характер в органической природе имеет психическое отражение, выражающее способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Психическое отражение — это особая форма приспособления живых существ к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития.

Рассмотрение форм отражения на различных уровнях организации живой материи позволяет раскрыть биологические основы сознания, выявить соотнесенность физиологического и психического. Психическое — это свойство мозга, функция особым образом организованной материи.

Поэтому и сознание функционирует только в процессе деятельности мозга. Творческая деятельность мозга, как отмечал И.П. Павлов, принадлежит не одному какому-то отделу мозга, а многим, которые в различные моменты времени могут попеременно включаться и выключаться. Таким образом, активный участок мозга постоянно перемещается по всему пространству больших полушарий.

Понятие психики шире, чем понятие сознания. Под психикой человека понимается совокупность явлений его внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей, включая тело человека. Основными составляющими компонентами психики выступают ощущения, восприятия, представления ("внешние чувства"); разум, абстрактное мышление, формами которого выступают понятия, суждения, умозаключения; эмоции — горе, радость, волнение, страх ("внутренние чувства"); воля.

Сознание не тождественно психике, ибо психическое включает в себя и подсознательное (бессознательное, неосознанное). Например, мигание глаз, вздрагивание при испуге, сон, гипноз, лунатизм и т.п. Эмоции также могут быть сознательными и бессознательными.

К сознательному относятся такие психические яв­ления, которые проходят через мышление (разум), осознаются человеком. Мышление подчиняет чувства, эмоции, волю. Можно говорить о большей или меньшей степени сознательности. Но в целом человеческая деятельность характеризуется решающей ролью сознательных поступков и действий.

Происхождение сознания.

Данные современной науки свидетельствуют о том, что многие виды животных обладают способностью "думать", "решать", "говорить". Так, некоторые птицы произносят слова, хотя и не понимают их значения, обезьяны овладевают знаками (свыше 150). Отсюда нередко делаются выводы, что язык и мышление присущи не только человеку, но и животным.

Наделение животных свойствами человеческой психики не учитывает глубокого различия человеческого сознания и психики животных. Человеку свойственно мышление в понятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием — осознание своего "Я" как противостоящего окружающему миру. Это различие проявляется уже в морфологических признаках (увеличение объема и структуры мозга), характере психических функций и в общественной природе сознания. Основой перестройки психики животных в сознание человека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, благодаря чему относится к своим условиям не как биологическое существо, а как социально-исторический субъект изменения своих условий. Становление человека сопровождается переходом от присвоения готовых продуктов природы к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали свое место сознательной деятельности человека. Изготовление орудий труда предполагало наличие не только прямой, но и опосредованной связи между действиями человека и явлениями природы, познание их внутренних связей, что приводило в конечном итоге к усложнению психического отражения посредством понятий, носящих отвлеченный и обобщенный образ внешнего мира.

Формирование сознания в ходе трудовой деятельности сопровождалось выработкой специфически человеческого отношения к миру: для него имеют значение не только сугубо биологические потребности, но и те, которые этим потребностям служат опосредованно.

Сознание не изолировано от других явлений обще­ственной жизни, а неразрывно связано с ними. Оно динамично и развивается на основе ведущих социальных закономерностей, в то время как психика животных совершенствуется лишь в процессе непрерывного приспособления животных к условиям жизни. Ценностное отношение к действительности — отличительная черта сознания, выражающая определенные функции (практически-утилитарную, нравственную, эстетическую и т.п.). Оно возникает как осознание значимости тех предметов, полезность которых человек устанавливает на практике.

Общественно-историческая практика выявляет сущность человека как субъекта, обладающего творческой активностью в конкретно-исторических условиях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: