Введение. Ибраева К. Ж. - доктор педагогических наук, профессор

ГАЛИЕВ Т.Т.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

НА ОСНОВЕ

СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

УДК 342

ББК 67.401

Рецензенты:

Ибраева К.Ж.. - доктор педагогических наук, профессор

Кемел М. – доктор экономических наук, профессор

Г15 Галиев Т.Т.

Технология обучения на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во Парламента РК, 2014. – 212с.

ISBN 978-601-7069-16-2

В работе представлены теоретико-методологические аспекты опережающей подготовки специалистов.

Адресовано обучающимся, преподавателям, научным работникам в области образования.

ISBN 978-601-7969-16-2

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях неуклонно повышается потребность в интеллектуальном развитии подрастающего поколения и специалистов.

Развитие интеллектуальных способностей часто связывают с овладением и использованием различных способов мышления. В данной работе предложены виды деятельности и действия, усвоение и использование которых обусловливает формирование соответствующих способов мышления, способствующих целостному познанию изучаемых объектов, повышению эффективности познавательной, теоретической, практической и иной деятельности субъектов обучения и специалистов.

Опыт реализации технологии обучения на основе системного подхода позволил выявить существенную зависимость эффективности и качества интеллектуального развития обучающихся от наличия у них умений и навыков системного мышления и системного подхода.

Для решения задач развития интеллектуальных способностей, формирования системных представлений, умений и навыков системного мышления в предлагаемом пособии используются учебник (учебное пособие и т.п.), который рассматривается как определенная система, конструируемая для достижения целей и решения поставленных задач образования.

При этом данная система выполняет информационную, образовательную, воспитательную, развивающую и иные функции. Осуществляя управленческие функции, учебник обусловливает процессы самоуправления учебно-познавательной, теоретической, практической и иной деятельностью субъектов обучения. При создании определенных условий, обучающиеся приобретают опыт самостоятельного структурирования и изучения учебного материала.

Системный подход к работе с учебником открывает новые возможности существенного повышения эффективности и качества обучения, способствуя формированию и развитию умений и навыков системного подхода, системного и системно-критического мышления, самоуправления познавательной деятельностью и т.д.

Рассмотрение научно-теоретических аспектов текста и включенных в учебник задач, упражнений и т.д. в данном пособии не предусмотрено. Вместе с тем, одним из результатов обучения на основе системного подхода является использование сформированных умений и навыков системного мышления к выполнению практической части учебника (решению задач, выполнению упражнений и т.д.). При этом обязательным этапом подобной работы является самостоятельная разработка (составление) обучающимся задач, упражнений и т.п.,

В процессе изучения учебника осуществляется анализ его содержания как системы, синтез, систематизация и обобщение полученной информации. На основе выявленной информации производится ее графическое и аналитическое обобщение и формулировка соответствующих выводов. Таким образом, формируется некая ориентировочная основа последующей деятельности (включая схему ориентировочной основы действий) по дальнейшему системному изучению текста и усвоению необходимых знаний и умений.

Реализация в рамках традиционного (или инновационного) учебного процесса дополнительного развивающего обучения имеет значение для каждого человека в его осуществляемой и предстоящей познавательной, теоретической, практической, профессиональной и иной деятельности.

Воплощение предложенных методов в учебном процессе и самостоятельной работе обучающихся может и должно сочетаться с творческим поиском и использованием иных дополнительных приемов и способов интеллектуального развития человека, формирования у него системных представлений, умений и навыков системного подхода и системного мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: