ГАЛИЕВ Т.Т.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
НА ОСНОВЕ
СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
УДК 342
ББК 67.401
Рецензенты:
Ибраева К.Ж.. - доктор педагогических наук, профессор
Кемел М. – доктор экономических наук, профессор
Г15 Галиев Т.Т.
Технология обучения на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во Парламента РК, 2014. – 212с.
ISBN 978-601-7069-16-2
В работе представлены теоретико-методологические аспекты опережающей подготовки специалистов.
Адресовано обучающимся, преподавателям, научным работникам в области образования.
ISBN 978-601-7969-16-2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях неуклонно повышается потребность в интеллектуальном развитии подрастающего поколения и специалистов.
Развитие интеллектуальных способностей часто связывают с овладением и использованием различных способов мышления. В данной работе предложены виды деятельности и действия, усвоение и использование которых обусловливает формирование соответствующих способов мышления, способствующих целостному познанию изучаемых объектов, повышению эффективности познавательной, теоретической, практической и иной деятельности субъектов обучения и специалистов.
Опыт реализации технологии обучения на основе системного подхода позволил выявить существенную зависимость эффективности и качества интеллектуального развития обучающихся от наличия у них умений и навыков системного мышления и системного подхода.
Для решения задач развития интеллектуальных способностей, формирования системных представлений, умений и навыков системного мышления в предлагаемом пособии используются учебник (учебное пособие и т.п.), который рассматривается как определенная система, конструируемая для достижения целей и решения поставленных задач образования.
При этом данная система выполняет информационную, образовательную, воспитательную, развивающую и иные функции. Осуществляя управленческие функции, учебник обусловливает процессы самоуправления учебно-познавательной, теоретической, практической и иной деятельностью субъектов обучения. При создании определенных условий, обучающиеся приобретают опыт самостоятельного структурирования и изучения учебного материала.
Системный подход к работе с учебником открывает новые возможности существенного повышения эффективности и качества обучения, способствуя формированию и развитию умений и навыков системного подхода, системного и системно-критического мышления, самоуправления познавательной деятельностью и т.д.
Рассмотрение научно-теоретических аспектов текста и включенных в учебник задач, упражнений и т.д. в данном пособии не предусмотрено. Вместе с тем, одним из результатов обучения на основе системного подхода является использование сформированных умений и навыков системного мышления к выполнению практической части учебника (решению задач, выполнению упражнений и т.д.). При этом обязательным этапом подобной работы является самостоятельная разработка (составление) обучающимся задач, упражнений и т.п.,
В процессе изучения учебника осуществляется анализ его содержания как системы, синтез, систематизация и обобщение полученной информации. На основе выявленной информации производится ее графическое и аналитическое обобщение и формулировка соответствующих выводов. Таким образом, формируется некая ориентировочная основа последующей деятельности (включая схему ориентировочной основы действий) по дальнейшему системному изучению текста и усвоению необходимых знаний и умений.
Реализация в рамках традиционного (или инновационного) учебного процесса дополнительного развивающего обучения имеет значение для каждого человека в его осуществляемой и предстоящей познавательной, теоретической, практической, профессиональной и иной деятельности.
Воплощение предложенных методов в учебном процессе и самостоятельной работе обучающихся может и должно сочетаться с творческим поиском и использованием иных дополнительных приемов и способов интеллектуального развития человека, формирования у него системных представлений, умений и навыков системного подхода и системного мышления.