1. Системный подход может рассматриваться как одна из форм конкретной реализации в научном познании диалектико-материалистического метода[1.25].
2. Система (искусственная) представляется нами как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и с окружающей средой элементов, проектируемых для достижения поставленной цели. Цель позволяет сконструировать систему, как ответ на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы поставленную цель реализовать.
3. Одним из центральных моментов в технологии обучения на
основе системного подхода является системная организация познавательной, теоретической и практической деятельности обучающихся.
4. Системный подход позволяет изучать учебник и его компоненты (параграфы, главы, разделы и части) как системы и формировать системные знания, адекватные изучаемой науке.
5. На рис.1.6 показана графическая иллюстрация основного метода системного структурирования, изучения и свернутого представления информации о рассматриваемом объекте, где:
|
|
верхний блок включает изучение (анализ) объекта, синтез и обобщение выявленной в результате анализа информации и конструирование концептуальной модели системы данного объекта в ее статическом состоянии (без взаимодействия с объектами внешней среды);
нижний блок включает изучение состояния и поведения системы и ее компонентов в случае их взаимодействия с внешней средой, а также разностороннего изучения (динамическое состояние системы).
При этом осуществляются различные виды деятельности и действий, служащие целостному познанию рассматриваемой системы и ее компонентов. Выбор тех или иных деятельностей и действий определяется самим исследователем, в зависимости от цели, задач и т.д. изучения объекта. На данном этапе осуществляется конструирование концептуальной модели изучаемой системы, выявление проблем, прогноз развития системы, формулировка выводов и предложений по использованию полученных результатов, по совершенствованию объекта, его системы, методов и т.д.
Выявить функции, свойства и иные характеристики системы
и ее компонентов можно только в случае ее функционирования в условиях внешней среды с учетом воздействия на нее различных факторов.