Рекомендации. 1. Для ускоренного изучения абзацев, параграфов, глав, разделов, частей учебника, а также синтеза и графического обобщения выявленной информации может быть

1. Для ускоренного изучения абзацев, параграфов, глав, разделов, частей учебника, а также синтеза и графического обобщения выявленной информации может быть использован любой подходящий для этого метод или прием, например, известная «карта мышления» и т.д.

В качестве варианта предлагается использовать ниже представленный прием:

1) в центре двух листов бумаги выделяется квадрат или круг, внутри которых пишется название параграфа, главы, раздела или части изучаемого учебника;

2) на одном листе осуществляется синтез и обобщение выявленной в процессе анализа информации;

3) на втором листе проводится синтез и обобщение основных положений параграфа (основных понятий, определений, теории,

формул, правил и т.д.);

4) по ходу часовой стрелки (или - наоборот) по мере изучения

очередного абзаца, параграфа, главы, раздела или части учебника, вокруг центральной части в отдельные квадраты помещается выявленная информация.

Указанные квадраты следует располагать таким образом, чтобы около них (например, в пространстве до края листа) оставалось место для дополнительных записей (пояснений, уточнений и т.д.);

5) в этой последовательности изученных абзацев, параграфов, глав, разделов, частей учебника включаются два и более пустых квадрата (или круга), для записи в них связующей, дополняющей и иной необходимой информации. Кроме того в пустые квадраты (круги) вписываются различные критические замечания сделанные по отношению к содержанию абзацев, параграфов, глав, разделов, частей учебника;

6) полученные схемы изучаются с целью определения связей между выявленной информацией и названием параграфа, главы, раздела, части учебника, между порциями выявленной информации, информационные, коммуникационные и иные связи. С помощью предполагаемых связей (которые затем могут корректироваться) строится структура выявленной информации;

7) на отдельном листе конструируется обобщенная (графическая) модель системы изученного параграфа, главы, раздела, части учебника с использованием выявленной в процессе анализа и дополнительной информации. При этом (для удобства свертывания и запоминания усвоенной информации) используются принятые ключевые знаки (например, названия параграфов, глав, разделов, учебника и иные знаки). С помощью ключевых знаков информация, хранимая в памяти в свернутом виде, при

необходимости может быть развернута;

8) результаты работы с текстами учебника, представленные в тетрадях обучающихся, должны быть оценены.

9) рекомендуется использовать любые другие приемы и методы, обеспечивающие эффективность и наглядность действий обучающихся.

2. В процессе формирования умений и навыков системного мышления, системного подхода в познавательной и иной деятельности обучающихся, их интеллектуального развития рекомендуется вести специальный журнал мониторинга процесса и получаемых результатов формирования умений и навыков системного мышления, диагностики достижений и состояния обучающихся.

3. Рекомендуется осуществлять соответствующее научное исследование, позволяющее совершенствовать и развивать процесс формирования системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода в деятельности обучающихся, их интеллектуального развития.

Подобные исследования способствуют формированию определенных теоретических обоснований для интерпретации и внедрения полученных результатов, научного поиска и т.д. Кроме того появляется хорошая возможность для написания научных статей, докладов и т.д.

4. В целях надежного и эффективного мониторинга и оценки процесса и результатов формирования умений и навыков системного мышления обучающихся, рекомендуется разработать соответствующие критерии и инструментарий (апробированные тесты, задачи, задания и иные средства контроля).

При обобщении результатов мониторинга следует использовать таблицы, графики, диаграммы и иную графическую иллюстрацию. Это может способствовать выявлению и изучению динамики происходящих изменений и эффективность формирования умений и навыков системного мышления, системного подхода и интеллектуальных умений.

5. Специальное внимание рекомендуется уделять процессам интенсификации учебного процесса и работы с учебной и иной информацией, ее изучения, анализа, обобщения, свертывания,

целенаправленного развертывания и т.д.

6. В качестве важного этапа деятельности обучающихся рекомендуется осуществлять рефлексию.

В работе [3.1.2] рефлексия определяется как: 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Контрольные вопросы и задания

1. Для каких целей реализуется системный подход к изучению текстов учебника?

2. Какие результаты ожидаются в результаты анализа текста абзацев, параграфа и главы, синтеза и обобщения выявленной информации?

3. В чем состоит особенность предлагаемых действий по изучению текста параграфа, главы и учебника в целом?

4. Что, по-вашему, можно и нужно совершенствовать в представленных методах и приемах работы с текстом учебника?

5. Дайте описание действиям, которые осуществляются при анализе текста, синтезу и обобщению выявленной информации.

6. Разработайте свои рекомендации по изучению научных текстов.

7. Сформулируйте требования к анализу текстов учебника, синтезу и обобщению выявленной информации, конструированию концептуальной модели системы этой информации.

8. Разработайте компьютерную программу, воспроизводящую предлагаемые приемы работы с учебной информацией.

Литература

3.1.1. Галиев Т.Т. Системный подход к интенсификации учебного процесса. – Алматы: Изд-во «Ғылым», 1998. – 303 с.

3.1.2. Бадмаев Б.Ц. Психологияи методика ускоренного обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 272 с.

3.1.3. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В.Бордовской. – М.:

КНОРУС, 2011. – 432 с.

3.1.4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.

3.1.5. Золотая книга педагога / Е.С.Рапацевич; под общей ред. А.П.Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.

3.1.6. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. – Алматы: Триумф «Т», 2008. – 504 с.

3.1.7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

3.1.8. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования -https://www.myword.ru]/

3.1.9. Золотая книга педагога / Рапацевич; под ред. А.П.Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.

3.1.10. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 250 с.

3.1.11. Пушкарь А.И., Потрашкова Л.В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2008. – 280 с.

3.1.12. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие / Коллектив авторов; под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: