С элементами самоуправления»

Целью непрерывной дидактической игры «Самостоятельная работа обучающегося с элементами самоуправления» является реализация технологического подхода в познавательной, исследовательской и иной деятельности обучающегося [4.7]. В качестве элементов самоуправления в обучении используются самоорганизация, самоконтроль, самооценка, самообразование, саморазвитие и т.д. Дидактическая игра включает все выше описанные процедуры изучения и усвоения учебного материала (рис.2.2.).

Изучение каждой темы осуществляется на основе указанных процедур. При этом выбор той или иной процедуры (с приобретением опыта подобной работы с учебным материалом) определяется в большей степени самим обучающимся.

В процессе обучения предлагается использовать специальные технологические карты самостоятельной работы обучающегося (с элементами самоуправления), которые могут быть составлены для каждой учебной дисциплины (предмета), а также при реализации различных целевых программ, научных исследований и т.д. [4.7]. К целевым программам обучающегося могут быть отнесены, например, программа самостоятельного изучения дополнительного языка, программы формирования конкретных компетенций и т.д.

По правилам дидактической игры предусматривается три варианта использования технологической карты. В первом случае подобными картами пользуются только «лидеры», которые переводятся на индивидуальный график самостоятельной работы с правом досрочного завершения цикла изучения дисциплины (предмета). При этом полученный резерв времени используется для дальнейшего развития усвоенных знаний и умений. Во втором случае пользоваться технологическими картами разрешается всем «успевающим». В третьем случае технологическими картами пользуются все обучающиеся.

Оформление технологических карт может быть различным.

Вместе с тем, предлагается предусмотреть в них перечень базовых теоретических вопросов и практической работы, а также оценку их практической реализации.

В технологическую карту (рис.4.1.1) включены:

- наименование дисциплины (предмета);

- указание темы (ее названия) или модуля;

- теоретические и практические вопросы и задачи, включаемые в карточку по итогам входного контроля (для изучения и повышения готовности к освоению дисциплины);

- базовые теоретические вопросы и практические работы (задачи, задания);

- лабораторные работы, семинары и т.п.

- различные виды самостоятельной работы;

- контроль (текущий, рубежный и т.д., тестирование);

- уровень знаний и умений (оценка): в - высокий; с – средний; у - удовлетворительный уровень;

- рейтинговая оценка;

- дата оценки;

- проверка остаточных знаний и умений (через год и более).

Примечание: 1. Учебник представляет собой определенную целостность – специфическую информационную систему, для изучения которой целесообразно использовать системный подход. Реализация системного подхода осуществляется посредством специально разработанных для этого методов и технологий. Представленные в данном пособии процедуры являются составляющими технологии обучения на основе системного подхода - они способствуют целостному познанию изучаемого объекта и формированию системного мышления. 2. Эффективность обучения на основе системного подхода во многом зависит от технологической организации процесса. Предлагаемые или иные подобные инструменты технологического подхода могут способствовать формированию познавательной самостоятельности, а также организации самообразования и саморазвития субъекта.


Дисциплина Физика
Тема/модуль Тема 1 (модуль 1) Тема 2
  Самоор- ганиза- ция. Само- конт- роль. Само- оценка. Уровень знания, умения Вход. контр. Тео- рия Прак- тика Лабораторная работа Самостоятельная работа Контроль Тео- рия Прак- тика
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                                             
Исаев Марат в         х                                
с                                          
у                                          
Рейтинг. оценка                                          
Дата оценки                                          
остаточные Знания, умения                                          

Рис.4.1.1. Технологическая карта обучающегося, где:

в – высокий уровень; с – средний уровень;

у – удовлетворительный уровень

Приложение к технологической карточке (рис.4.1.2) включает:

- сведения о дисциплине (предмете);

- уровень оценки знаний и умений: в – высокий; с – средний; у - удовлетворительный;

- умения и навыки системного мышления;

- реферат, доклад, презентация, сообщение и т.д.;

- исследовательская деятельность;

- работа с литературой (учебным материалом);

Физика
Тема
Познавательная активность Итоговая оценка
Уровень оценки Системное мышление Реферат. Презентация Исследо- вание Работа с литературой Отношение к занятиям Интерес к дисциплине Иные сведения
Исследование Разработка ... Активность Знания Умения
                         
в                        
с                        
н                        
Σ                        

Рис.4.1.2. Технологическая карта обучающегося

(приложение)

- отношение к занятиям;

- интерес к изучаемому материалу;

- иные сведения;

- итоговая оценка (познавательная активность, знания, умения, иные оценки).

По правилам дидактической игры все вопросы, задачи и виды работ должны быть обязательно оценены.

По каждому теоретическому вопросу обучающийся должен: осуществить указанные в пособии соответствующие процедуры; разработать концептуальную модель системы изученного материала (графическое обобщение информации в свернутой форме); получить оценку выполненных действий.

Использование технологической карты, например, в средней школе позволит администрации учебного заведения и родителям видеть технологический процесс обучения, конкретные результаты и динамику учебной работы учащихся. Каждый преподаватель (пользуясь внутренней компьютерной сетью учебного заведения) имеет возможность ознакомления с технологическими картами обучающихся по смежным дисциплинам или отражающими предыдущий период обучения по данной дисциплине у другого преподавателя.

На рис.4.1.3 показан другой вариант технологической карты (которая также использовалась в экспериментальном обучении на основе системного подхода).

По правилам игры каждый обучающийся имеет право на повышение ранее полученного уровня оценки (на рис.4.1.1 это отмечено стрелкой и знаком (х)). Кроме того ему предоставляется возможность опережающего освоения дисциплины (предмета).

Каждый теоретический вопрос, внесенный в технологическую карту, – это свернутая формулировка определенного учебного материала, подлежащего усвоению с использованием предлагаемых процедур.

Для каждого теоретического вопроса (рассматриваемого в качестве определенной информационной системы) после его анализа, а также синтеза и обобщения выявленной информации строится соответствующая концептуальная модель ее системы. Данная модель системы – это изученный, представленный в свернутой форме и усвоенный учебный материал, который (в случае необходимости) может разворачиваться и переносится в другие области знаний и деятельности.

Особенностью данной дидактической игры является то, все теоретические и практические вопросы и работы обеспечены специальными карточками аттестации.

Пример указанной карточки аттестации показан на рис.4.1.4, где: в – высокий уровень; с – средний уровень; у – удовлетворительный уровень; (в 1) – уровень повышенной трудности и сложности; (в 2) – творческое применение знаний и умений; (в 3) – применение на уровне исследования.

Карточка аттестации может содержать различное количество

Фамилия, имя группа (класс)

Дисциплина:
Тема Вопросы для самоконтроля Оценка
в с у
  Теоретический вопрос        
Тема 1:   Теоретический вопрос        
n ...        
  Задача, задание и т.п.        
  Задача, задание и т.п.        
n ...        
  Лабораторная работа, семинар и т.п.        
  Лабораторная работа, семинар и т.п.        
n ...        
  Самостоятельная работа        
  Самостоятельная работа        
n ...        
  Учебное (научное) исследование – этап n        
  Контроль (аттестации, тестирование, т.д.)        
Тема 2:   Теоретический вопрос        
  Теоретический вопрос        
n ...        
  Задача, задание и т.п.        
  Задача, задание и т.п.        
n ...        
  Лабораторная работа, семинар и т.п.        
  Лабораторная работа, семинар и т.п.        
n ...        
  Самостоятельная работа        
  Иное.        

Рис.4.1.3. Технологическая карта обучающегося, где:

в – высокий уровень; с – средний уровень;

у – удовлетворительный уровень; - итоговая оценка

  в3
Реализация системного подхода. Выполнение научной работы, «научного проекта», поисковой работы, иная творческая деятельность. Разработка инноваций. Подготовка рефератов, докладов и т.д.

       
  в2
Вопросы, задачи, задания и т.д., требующие связи с внешней (по отношению к изучаемой дисциплине или предмету) средой, а также «межпредметных» связей. На этом уровне предлагаются также задания на составление задач.

       
  в1
Вопросы, задачи, задания и т.д. повышенной сложности и трудности

       
  в
Вопросы, задачи, задания и т.д., отвечающие уровню «отлично».

       
  с
Вопросы, задачи, задания и т.д., отвечающие уровню «хорошо».

       
  у
Вопросы, задачи, задания и т.д., отвечающие уровню «удовлетворительно». На этом уровне предлагается ориентировочная основа действий или «образец»решения задачи, выполнения задания и т.п.

       

Рис.4.1.4. Карточка аттестации

вопросов, задач, заданий и т.д. При этом карточки могут содержать только вопросы теории или только задачи или их сочетание. Общее число карточек, как минимум, должно соответствовать количеству обучающихся в группе (классе). Электронный вариант карточек аттестации расширяет возможности их использования в учебном процессе при дистанционном обучении и т.д.

В соответствии с правилами дидактической игры:

1) в начале занятия каждый обучающийся получает карточку аттестации (номер которой отмечается в журнале преподавателя) и осуществляет выбор определенного уровня карточки;

2) после уточнения (и корректировки) выбора субъектами того или иного уровня карточки преподаватель объявляет о начале самостоятельной работы;

3) через определенное время преподаватель осуществляет обход обучающихся для контроля хода самостоятельной работы и оказания помощи в случае возникновения у кого-нибудь тупиковой ситуации. При этом значительная доля внимания преподавателя уделяется слабо успевающим субъектам обучения;

4) в случае выполнения заданного объема самостоятельной работы, субъект получает (или обменивается с другими участниками учебного процесса) другую карточку аттестации для ее реализации во время занятий;

5) во время работы с карточками аттестации осуществляется устный опрос обучающихся. В случае неудовлетворительного ответа субъекту обучения дается поручение повторить теоретический материал. По истечению определенного времени осуществляется повторный опрос обучающегося. При положительной оценке ответа он допускается к дальнейшей работе с карточкой аттестации;

6) в процессе реализации дидактической игры учитывается важное правило, что цель обучения – научить человека действовать, а знания должны стать средством обучения действиям, в помощь им [4.8];

Реализация уровней (в 1) и (в 2) осуществляется во время занятия. Выполнение уровня (в 3) требует значительного времени и поэтому выносится за рамки учебного занятия.

В качестве одного из инструментов организации, например,

исследовательской деятельности предлагается специальная технологическая карта, в которую могут быть включены следующие операции:

1) планирование исследовательских (научных) работ;

2) изучение материалов и литературы, относящейся к теме исследовательской (научной) работы;

3) разработка методики исследования, инструментария и т.д.;

4) выполнение плана исследования и иных, связанных с этим работ;

5) получение результатов, их обработка, систематизация, анализ и т.п.;

6) реализация полученных результатов.

Для оценки указанных работ в представленной технологической карте используются три уровня: в – высокий; с – средний; у – удовлетворительный.

Исследовательской работе необходимо обучать также как и другим видам учебной деятельности. Для того чтобы сформировать умения и навыки исследовательского мышления субъект должен прежде всего действовать соответствующим образом.

На рис.4.1.5 представлена указанная технологическая карта организации, контроля и оценки действий, осуществляемых для достижения исследовательской цели. Выбор определенных действий или всего комплекса определяется поставленной целью и непосредственно участниками данного процесса – руководителем исследовательской работы, научного проекта и т.п. вместе с обучающимся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: