Целью непрерывной дидактической игры «Самостоятельная работа обучающегося с элементами самоуправления» является реализация технологического подхода в познавательной, исследовательской и иной деятельности обучающегося [4.7]. В качестве элементов самоуправления в обучении используются самоорганизация, самоконтроль, самооценка, самообразование, саморазвитие и т.д. Дидактическая игра включает все выше описанные процедуры изучения и усвоения учебного материала (рис.2.2.).
Изучение каждой темы осуществляется на основе указанных процедур. При этом выбор той или иной процедуры (с приобретением опыта подобной работы с учебным материалом) определяется в большей степени самим обучающимся.
В процессе обучения предлагается использовать специальные технологические карты самостоятельной работы обучающегося (с элементами самоуправления), которые могут быть составлены для каждой учебной дисциплины (предмета), а также при реализации различных целевых программ, научных исследований и т.д. [4.7]. К целевым программам обучающегося могут быть отнесены, например, программа самостоятельного изучения дополнительного языка, программы формирования конкретных компетенций и т.д.
|
|
По правилам дидактической игры предусматривается три варианта использования технологической карты. В первом случае подобными картами пользуются только «лидеры», которые переводятся на индивидуальный график самостоятельной работы с правом досрочного завершения цикла изучения дисциплины (предмета). При этом полученный резерв времени используется для дальнейшего развития усвоенных знаний и умений. Во втором случае пользоваться технологическими картами разрешается всем «успевающим». В третьем случае технологическими картами пользуются все обучающиеся.
Оформление технологических карт может быть различным.
Вместе с тем, предлагается предусмотреть в них перечень базовых теоретических вопросов и практической работы, а также оценку их практической реализации.
В технологическую карту (рис.4.1.1) включены:
- наименование дисциплины (предмета);
- указание темы (ее названия) или модуля;
- теоретические и практические вопросы и задачи, включаемые в карточку по итогам входного контроля (для изучения и повышения готовности к освоению дисциплины);
- базовые теоретические вопросы и практические работы (задачи, задания);
- лабораторные работы, семинары и т.п.
- различные виды самостоятельной работы;
- контроль (текущий, рубежный и т.д., тестирование);
- уровень знаний и умений (оценка): в - высокий; с – средний; у - удовлетворительный уровень;
- рейтинговая оценка;
|
|
- дата оценки;
- проверка остаточных знаний и умений (через год и более).
Примечание: 1. Учебник представляет собой определенную целостность – специфическую информационную систему, для изучения которой целесообразно использовать системный подход. Реализация системного подхода осуществляется посредством специально разработанных для этого методов и технологий. Представленные в данном пособии процедуры являются составляющими технологии обучения на основе системного подхода - они способствуют целостному познанию изучаемого объекта и формированию системного мышления. 2. Эффективность обучения на основе системного подхода во многом зависит от технологической организации процесса. Предлагаемые или иные подобные инструменты технологического подхода могут способствовать формированию познавательной самостоятельности, а также организации самообразования и саморазвития субъекта. |
Дисциплина | Физика | |||||||||||||||||||||
Тема/модуль | Тема 1 (модуль 1) Тема 2 | |||||||||||||||||||||
Самоор- ганиза- ция. Само- конт- роль. Само- оценка. | Уровень знания, умения | Вход. контр. | Тео- рия | Прак- тика | Лабораторная работа | Самостоятельная работа | Контроль | Тео- рия | Прак- тика | |||||||||||||
Исаев Марат | в | х | ||||||||||||||||||||
с | ||||||||||||||||||||||
у | ||||||||||||||||||||||
Рейтинг. оценка | ||||||||||||||||||||||
Дата оценки | ||||||||||||||||||||||
остаточные Знания, умения |
Рис.4.1.1. Технологическая карта обучающегося, где:
в – высокий уровень; с – средний уровень;
у – удовлетворительный уровень
Приложение к технологической карточке (рис.4.1.2) включает:
- сведения о дисциплине (предмете);
- уровень оценки знаний и умений: в – высокий; с – средний; у - удовлетворительный;
- умения и навыки системного мышления;
- реферат, доклад, презентация, сообщение и т.д.;
- исследовательская деятельность;
- работа с литературой (учебным материалом);
Физика | ||||||||||||
Тема | ||||||||||||
Познавательная активность | Итоговая оценка | |||||||||||
Уровень оценки | Системное мышление | Реферат. Презентация | Исследо- вание | Работа с литературой | Отношение к занятиям | Интерес к дисциплине | Иные сведения | |||||
Исследование | Разработка | ... | Активность | Знания | Умения | |||||||
в | ||||||||||||
с | ||||||||||||
н | ||||||||||||
Σ |
Рис.4.1.2. Технологическая карта обучающегося
|
|
(приложение)
- отношение к занятиям;
- интерес к изучаемому материалу;
- иные сведения;
- итоговая оценка (познавательная активность, знания, умения, иные оценки).
По правилам дидактической игры все вопросы, задачи и виды работ должны быть обязательно оценены.
По каждому теоретическому вопросу обучающийся должен: осуществить указанные в пособии соответствующие процедуры; разработать концептуальную модель системы изученного материала (графическое обобщение информации в свернутой форме); получить оценку выполненных действий.
Использование технологической карты, например, в средней школе позволит администрации учебного заведения и родителям видеть технологический процесс обучения, конкретные результаты и динамику учебной работы учащихся. Каждый преподаватель (пользуясь внутренней компьютерной сетью учебного заведения) имеет возможность ознакомления с технологическими картами обучающихся по смежным дисциплинам или отражающими предыдущий период обучения по данной дисциплине у другого преподавателя.
На рис.4.1.3 показан другой вариант технологической карты (которая также использовалась в экспериментальном обучении на основе системного подхода).
По правилам игры каждый обучающийся имеет право на повышение ранее полученного уровня оценки (на рис.4.1.1 это отмечено стрелкой и знаком (х)). Кроме того ему предоставляется возможность опережающего освоения дисциплины (предмета).
Каждый теоретический вопрос, внесенный в технологическую карту, – это свернутая формулировка определенного учебного материала, подлежащего усвоению с использованием предлагаемых процедур.
Для каждого теоретического вопроса (рассматриваемого в качестве определенной информационной системы) после его анализа, а также синтеза и обобщения выявленной информации строится соответствующая концептуальная модель ее системы. Данная модель системы – это изученный, представленный в свернутой форме и усвоенный учебный материал, который (в случае необходимости) может разворачиваться и переносится в другие области знаний и деятельности.
|
|
Особенностью данной дидактической игры является то, все теоретические и практические вопросы и работы обеспечены специальными карточками аттестации.
Пример указанной карточки аттестации показан на рис.4.1.4, где: в – высокий уровень; с – средний уровень; у – удовлетворительный уровень; (в 1) – уровень повышенной трудности и сложности; (в 2) – творческое применение знаний и умений; (в 3) – применение на уровне исследования.
Карточка аттестации может содержать различное количество
Фамилия, имя группа (класс)
Дисциплина: | ||||||
Тема | № | Вопросы для самоконтроля | Оценка | |||
в | с | у | ∑ | |||
Теоретический вопрос | ||||||
Тема 1: | Теоретический вопрос | |||||
n | ... | |||||
Задача, задание и т.п. | ||||||
Задача, задание и т.п. | ||||||
n | ... | |||||
Лабораторная работа, семинар и т.п. | ||||||
Лабораторная работа, семинар и т.п. | ||||||
n | ... | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Самостоятельная работа | ||||||
n | ... | |||||
Учебное (научное) исследование – этап n | ||||||
Контроль (аттестации, тестирование, т.д.) | ||||||
Тема 2: | Теоретический вопрос | |||||
Теоретический вопрос | ||||||
n | ... | |||||
Задача, задание и т.п. | ||||||
Задача, задание и т.п. | ||||||
n | ... | |||||
Лабораторная работа, семинар и т.п. | ||||||
Лабораторная работа, семинар и т.п. | ||||||
n | ... | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Иное. |
Рис.4.1.3. Технологическая карта обучающегося, где:
в – высокий уровень; с – средний уровень;
у – удовлетворительный уровень; ∑ - итоговая оценка
в3 |
| |||||
в2 |
| |||||
в1 |
|
в |
| |||||
с |
| |||||
у |
|
Рис.4.1.4. Карточка аттестации
вопросов, задач, заданий и т.д. При этом карточки могут содержать только вопросы теории или только задачи или их сочетание. Общее число карточек, как минимум, должно соответствовать количеству обучающихся в группе (классе). Электронный вариант карточек аттестации расширяет возможности их использования в учебном процессе при дистанционном обучении и т.д.
В соответствии с правилами дидактической игры:
1) в начале занятия каждый обучающийся получает карточку аттестации (номер которой отмечается в журнале преподавателя) и осуществляет выбор определенного уровня карточки;
2) после уточнения (и корректировки) выбора субъектами того или иного уровня карточки преподаватель объявляет о начале самостоятельной работы;
3) через определенное время преподаватель осуществляет обход обучающихся для контроля хода самостоятельной работы и оказания помощи в случае возникновения у кого-нибудь тупиковой ситуации. При этом значительная доля внимания преподавателя уделяется слабо успевающим субъектам обучения;
4) в случае выполнения заданного объема самостоятельной работы, субъект получает (или обменивается с другими участниками учебного процесса) другую карточку аттестации для ее реализации во время занятий;
5) во время работы с карточками аттестации осуществляется устный опрос обучающихся. В случае неудовлетворительного ответа субъекту обучения дается поручение повторить теоретический материал. По истечению определенного времени осуществляется повторный опрос обучающегося. При положительной оценке ответа он допускается к дальнейшей работе с карточкой аттестации;
6) в процессе реализации дидактической игры учитывается важное правило, что цель обучения – научить человека действовать, а знания должны стать средством обучения действиям, в помощь им [4.8];
Реализация уровней (в 1) и (в 2) осуществляется во время занятия. Выполнение уровня (в 3) требует значительного времени и поэтому выносится за рамки учебного занятия.
В качестве одного из инструментов организации, например,
исследовательской деятельности предлагается специальная технологическая карта, в которую могут быть включены следующие операции:
1) планирование исследовательских (научных) работ;
2) изучение материалов и литературы, относящейся к теме исследовательской (научной) работы;
3) разработка методики исследования, инструментария и т.д.;
4) выполнение плана исследования и иных, связанных с этим работ;
5) получение результатов, их обработка, систематизация, анализ и т.п.;
6) реализация полученных результатов.
Для оценки указанных работ в представленной технологической карте используются три уровня: в – высокий; с – средний; у – удовлетворительный.
Исследовательской работе необходимо обучать также как и другим видам учебной деятельности. Для того чтобы сформировать умения и навыки исследовательского мышления субъект должен прежде всего действовать соответствующим образом.
На рис.4.1.5 представлена указанная технологическая карта организации, контроля и оценки действий, осуществляемых для достижения исследовательской цели. Выбор определенных действий или всего комплекса определяется поставленной целью и непосредственно участниками данного процесса – руководителем исследовательской работы, научного проекта и т.п. вместе с обучающимся.