1. Важную роль в обеспечении эффективности процесса формирования умений и навыков системного мышления и системного подхода может сыграть технологическая организация, а точнее самоорганизация учебной, исследовательской и иной деятельности обучающихся. Непрерывный контроль со стороны преподавателя, а в большей степени самоконтроль обучающегося, а
также оценка и самооценка получаемых результатов – одно из определяющих условий успешного решения поставленных задач.
Ф.И.О обучающегося | ||||||
Тема исследования | ||||||
Действия | Срок выполн. | Оценка | ||||
в | с | у | ∑ | |||
Составление и утверждение плана | ||||||
Составление графика работ | ||||||
Ожидаемые результаты | ||||||
Иное | ||||||
Обзор литературы | ||||||
Анкетирование | ||||||
Наблюдение | ||||||
Иное | ||||||
Разработка методики | ||||||
Разработка модели (макета) | ||||||
Разработка гипотезы | ||||||
Иное | ||||||
Исследование | ||||||
Лабораторный эксперимент | ||||||
Полевой эксперимент | ||||||
Иное | ||||||
Получение результатов | ||||||
Анализ и обработка результатов | ||||||
Выводы. Рекомендации | ||||||
Иное | ||||||
Внедрение результатов | ||||||
Выступление с докладом | ||||||
Подготовка и презентация отчета | ||||||
Иное | ||||||
Итого |
Рис.2.4.3. Технологическая карта исследовательской работы
обучающегося, где: в – высокий уровень; с – средний уровень;
у – удовлетворительный уровень; ∑- итоговая оценка
2. Предлагаемая или иная технологическая карта самостоятельной работы обучающегося должна представлять собой развернутую программу действий и деятельности субъекта для достижения цели (целей) и решения поставленных задач, а также оценки получаемых результатов.
Подобные карты помогают лучшей организации и контролю процессов самообразования и саморазвития. При этом следует иметь в виду, что процесс саморазвития умений и навыков системного мышления и системного подхода не ограничивается учебным процессом, а выходит за его пределы и продолжается на протяжении многих лет после окончания учебного заведения.
3. Использование разноуровневых вопросов, задач, заданий и т.д., как показали наши исследования, обеспечивает реализацию принципа индивидуализации обучения. Они активно совершенствуют и развивают навыки самооценки учебных достижений, влияют на повышение эффективности и качества обучения. Учет стремления к переходу и осуществляемый переход на более высокий по сложности и трудности уровень задач выявляет динамику умственного развития обучающихся, развития практических навыков и соответствующих компетенций.
4. Технологическая организация управляемого и обучающего процесса исследовательской работы субъектов эффективно (действительно, а не теоретически) способствует формированию соответствующих навыков и креативности, всестороннему развитию человека.