1. Важную роль в обеспечении эффективности процесса формирования умений и навыков системного мышления и системного подхода может сыграть технологическая организация, а точнее самоорганизация учебной, исследовательской и иной деятельности обучающихся. Непрерывный контроль со стороны преподавателя, а в большей степени самоконтроль обучающегося, а
также оценка и самооценка получаемых результатов – одно из определяющих условий успешного решения поставленных задач.
| Ф.И.О обучающегося | ||||||
| Тема исследования | ||||||
| Действия | Срок выполн. | Оценка | ||||
| в | с | у | ∑ | |||
| Составление и утверждение плана | |||||
| Составление графика работ | ||||||
| Ожидаемые результаты | ||||||
| Иное | ||||||
| Обзор литературы | ||||||
| Анкетирование | ||||||
| Наблюдение | ||||||
| Иное | ||||||
| Разработка методики | |||||
| Разработка модели (макета) | ||||||
| Разработка гипотезы | ||||||
| Иное | ||||||
| Исследование | |||||
| Лабораторный эксперимент | ||||||
| Полевой эксперимент | ||||||
| Иное | ||||||
| Получение результатов | |||||
| Анализ и обработка результатов | ||||||
| Выводы. Рекомендации | ||||||
| Иное | ||||||
| Внедрение результатов | |||||
| Выступление с докладом | ||||||
| Подготовка и презентация отчета | ||||||
| Иное | ||||||
| Итого |
Рис.2.4.3. Технологическая карта исследовательской работы
обучающегося, где: в – высокий уровень; с – средний уровень;
у – удовлетворительный уровень; ∑- итоговая оценка
2. Предлагаемая или иная технологическая карта самостоятельной работы обучающегося должна представлять собой развернутую программу действий и деятельности субъекта для достижения цели (целей) и решения поставленных задач, а также оценки получаемых результатов.
Подобные карты помогают лучшей организации и контролю процессов самообразования и саморазвития. При этом следует иметь в виду, что процесс саморазвития умений и навыков системного мышления и системного подхода не ограничивается учебным процессом, а выходит за его пределы и продолжается на протяжении многих лет после окончания учебного заведения.
3. Использование разноуровневых вопросов, задач, заданий и т.д., как показали наши исследования, обеспечивает реализацию принципа индивидуализации обучения. Они активно совершенствуют и развивают навыки самооценки учебных достижений, влияют на повышение эффективности и качества обучения. Учет стремления к переходу и осуществляемый переход на более высокий по сложности и трудности уровень задач выявляет динамику умственного развития обучающихся, развития практических навыков и соответствующих компетенций.
4. Технологическая организация управляемого и обучающего процесса исследовательской работы субъектов эффективно (действительно, а не теоретически) способствует формированию соответствующих навыков и креативности, всестороннему развитию человека.






