Мышление

Память

Воля.

Когда человек принимает решение и собирается его реализовать, т.е. добиться желаемого успеха, то ему нужно для этого совершить действие. Однако часто совершение такого действия сопряжено с различного рода препятствиями. Порой они бывают настолько сильны, что преодолеть их невозможно. Иногда эти препятствия ничтожны, пустяковые. Но во всех этих случаях нужен специальный механизм, позволяющий осознать препятствия и преодолеть их. Такой механизм существует в мозге, а его внешним проявлением является особый психический процесс, получивший название «воля». Существуют различные определения этого важнейшего компонента человеческой психики:

1. воля – это регулирующая сторона сознания, благодаря которой человек способен совершать преднамеренные действия, преодолевая при этом различные трудности, препятствия;

2. Воля – это пусковой и тормозной процесс, направленный на достижение цели;

3. воля – это осознанный контроль поведения

4. воля – это процесс, благодаря которому происходит стабилизация поведения, направленного на удовлетворение доминирующей потребности;

5. воля – это процесс осознания необходимости достижения цели, несмотря на препятствия. Навязывание своей воли другому человеку называется внушением.

По мнению И. П. Павлова, физиологической основой воли является «рефлекс свободы», или «рефлекс сопротивления». Этот врожденный рефлекс представляет собой реализацию потребности преодоления препятствий, в том числе преодоления других мотиваций. Современная физиология предполагает, что лобная кора совместно с гипоталамусом является тем субстратом, который осуществляет контроль поведения, т.е. волю. Именно взаимодействие этих двух структур приводит к стабилизации поведения, направленного на удовлетворение доминирующей потребности. При повреждении этих структур наблюдается безволие.

Среди таких понятий ВНД как потребность, мотивация, действие, цель, положительные и отрицательные эмоции, подкрепление понятие «воля» занимает важное место, так как за счет воли потребность порождает мотивацию; одновременно за счет воли реализуется действие, направленное на удовлетворение потребности. Возникающие при достижении цели положительные эмоции служат своеобразной наградой, или подкреплением, для волевого механизма. Отрицательные эмоции, возникающие при отсутствии видимого достижения цели, также служат стимулом для реализации волевого усилия, так как они повышают психическую, вегетативную и соматическую активность.

Воля представляет собой условнорефлекторный процесс, сформированный на базе безусловного рефлекса свободы. Очевидно, что существует множество образовавшихся в онтогенезе условных рефлексов, составляющих сущность контроля поведения. Например, человек может обладать огромной волей в достижении трудовых успехов и быть почти безвольным в обыденной жизни. Подкрепление в виде положительных эмоций, вероятно, играет исключительно важную роль в формировании рефлекса воли.

С этой точки зрения, как и любые другие условные рефлексы, рефлексы контроля поведения проходят стадию генерализации, стадию специализации и стадию автоматизации; тем самым формируются волевые умения и навыки. Внешнее и внутреннее торможение играет важную роль в реализации рефлексов контроля поведения.

Волевой процесс отражается следующими положительными и отрицательными (при отсутствии воли) качествами личности:

1. целеустремленность или слабоволие,

2. настойчивость и упорство или упрямство и негативизма,

3. решительность и смелость или нерешительность, трусость,

4. инициативность и самостоятельность или безинициативность, зависимость,

5. выдержка и самообладание или невыдержанность, вспыльчивость

6. дисциплинированность или разболтанность,

При явной патологии наблюдается абулия, или апраксия, т.е. отсутствие побуждения к действию.

Память следует рассматривать как непременный атрибут жизни. Жизнь не могла бы возникнуть и развиваться на Земле, если бы живое не обладало способностью запоминать свою собственную структуру и воспроизводить подобные структуры в будущих поколениях, не могло бы, накапливая, храня и используя опыт, адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Память определяет собой всю деятельность человека, что было понято очень давно. Так, у древних греков наиболее почитаемой богиней была Мнемосина – богиня памяти. Древние прекрасно осознавали, что никакая деятельность человека не может быть осуществлена без памяти, и они в своих мифах распространили влияние Мнемосины на все сферы деятельности вольного человека, сделав ее матерью нескольких муз, каждая из которых была покровительницей определенной формы науки или искусства.

Физиологические механизмы памяти.

Вопрос о механизмах, лежащих в основе процесса памяти, является одним из основных в психофизиологии.

Выделение структурных образований мозга, участвующих в хранении и воспроизведении энграмм (следов памяти) – одна из сложнейших задач в области разработки проблемы памяти. Известный исследователь Карл Лешли один из первых попытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать ответ о пространственном расположении памяти – по аналогии с речевыми, моторными или сенсорными зонами. К. Лешли обучал разных животных решать определенную задачу. Потом он удалял у животного один за другим различные участки коры – в поисках места расположения энграмм (следов памяти). Однако независимо от того, какое количество корковой ткани было удалено, найти то специфическое место, где хранятся энграммы, Карлу Лешли не удалось. Свою классическую статью он закончил выводом о том, что память одновременно находится в мозгу везде и нигде. Впоследствии этим фактам было найдено объяснение. Оказалось, что в процессах памяти участвуют не только кора, но многие подкорковые образования и, кроме того, следы памяти широко представлены в коре и при этом многократно дублируются.

В настоящее время считается, что механизмы памяти реализуются с участием различных структур коры больших полушарий, включая лобные и височные доли. В процессах запоминания и воспроизведения принимают участие гиппокамп, гипоталамус и другие структуры лимбической системы. Важную роль играет ретикулярная формация ствола мозга как активатор коры больших полушарий. Повреждение этих структур, как правило, отражается на процессах памяти.

Существует множество гипотез и концепций, которые можно разделить на две большие группы. Первая группа рассматривает механизмы памяти в рамках представлений о временной организации процессов запоминания. Вторая группа теорий исходит из представлений о наличии активной и пассивной памяти и о существовании нейронных кодов памяти.

Концепция о временной организации памяти.

Концепция временной организации памяти предполагает, что в начале в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорные следы (зрительный, слуховой, тактильный и т.д.), которые составляют содержание сенсорной памяти. На втором этапе, т.е. на этапе краткосрочной памяти сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп совместно с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе консолидации следов памяти, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он участвует также в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний. Когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает. На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, по некоторым предположениям, может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

Таким образом, в рамках концепции о временной организации памяти общая схема процессов, лежащих в основе памяти, может быть представлена следующим образом:

1. восприятие и запечатление сигнала в сенсорной памяти;

2. передача энграммы по нейронным сетям в кратковременную память,

3. перевод энграммы в долгосрочную память на хранение с помощью химической модификации нейронных сетей;

4. хранение энграммы;

5. воспроизведение энграммы (по мере необходимости или спонтанно);

6. стирание энграммы.

Рассмотрим подробнее сведения об иконической (сенсорной), краткосрочной и долгосрочной памяти.

Иконическая (сенсорная) память. Мгновенная (иконическая) память заключается в образовании мгновенного отпечатка действующего стимула в рецепторной структуре. Этот отпечаток (энграмма внешнего стимула) отличается высокой информативностью, полнотой признаков и свойств (отсюда и название «иконическая память», т.е. четко проработанное в деталях изображение) действующего сигнала. Для такого отпечатка характерна высокая скорость угасания – если он не подкрепляется, не усиливается повторным или продолжающимся стимулом, то сохраняется в пределах всего 100-400 мс (однако по некоторым данным этот процесс может продолжаться до 4 секунд). Продолжительность и выраженность этих следовых потенциалов определяется силой действующего стимула, функциональным состоянием, чувствительностью и лабильностью воспринимающих мембран рецепторных структур. Стирание следа памяти происходит за 100-150 мс. По своей сущности сенсорная память представляет прямолинейно направленный процесс в виде продвижения сформированных потенциалов действия на центральную нервную систему по афферентным нервным стволам. Отсюда понятно, что сенсорная память как электрический процесс может подавляться некоторыми ядами, блокирующими передачу нервной импульсации через синапсы, может блокироваться механическими повреждением проводящих путей.

Объем сенсорной памяти определяется пропускной способностью и лабильностью рецепторных структур и нервных стволов афферентных путей. С учетом того, что воспринимаемый сигнал может оцениваться различными рецепторными образованиями (одновременное восприятие световых и звуковых волн, характеристик запаха и т.п.), считают, что емкость сенсорной памяти практически безгранична.

Полагают, что возможность извлечения информации из сенсорной памяти приближается к нулю.

Биологическое значение иконической памяти заключается в обеспечении анализаторных структур мозга возможностью выделения отдельных признаков и свойств сенсорного сигнала, распознавания образов. Иконическая память хранит в себе не только информацию, необходимую для четкого представления о сенсорных сигналах, поступающих в течение долей секунды, но и содержит несравненно больший объем информации, что может быть использовано и реально используется на последующих этапах восприятия, фиксации и воспроизведения сигналов. Ряд исследователей считает, что за период нахождения информации в сенсорной памяти происходит оценка биологического значения и новизны информации мозговыми структурами. Ненужная информация стирается, а значимая – переходит в кратковременную память.

Кратковременная память.

Это память на только что минувшие события; с помощью этого вида памяти обеспечивается выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций. За счет этого вида памяти информация удерживается в мозговых структурах в пределах 0,5 часа; при необходимости либо переходит в долговременную память, либо забывается. Кратковременная память, таким образом, является своеобразным буфером, через который проходит вся информация, длительно хранящаяся в мозгу. Извлечение информации из кратковременной памяти обычно происходит без затруднений.

Считается, что кратковременная память связана с деятельностью лобных долей и гиппокампа. При удалении гиппокампа человек становится неспособным к запоминанию чего-либо нового. В основе краткосрочной памяти лежит повторная многократная циркуляция импульсных разрядов по круговым замкнутым цепям нервных клеток лобной доли коры. Возникающая при механической или электрической травме мозга ретроградная амнезия, т.е. невозможность воспроизведения событий, имевших место в пределах 15-30 минут до травмы, рассматривается как доказательство правильности представлений и многократной циркуляции нервных импульсов как основе кратковременной памяти.

Многократная циркуляция нервных импульсов осуществляется следующим образом. В структурах мозга существуют замкнутые нейронные цепи. Это обусловлено тем, что аксоны нейронов соприкасаются не только с дендритами других нейронов, но могут и возвращаться обратно к телу своей же клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов появляется возможность циркуляции нервного импульса по постепенно затухающим кругам возбуждения разной сложности. В результате возникающий в клетке разряд возвращается к ней либо сразу, либо через промежуточную цепь нейронов и поддерживает в ней возбуждение. Эти стойкие круги, совершающиеся нервным импульсом не выходят за пределы определенной совокупности нервных клеток и рассматриваются как физиологический субстрат сохранения энграмм. Именно в этом круге возбуждения происходит переход из кратковременной памяти в долговременную.

Таким образом, при прохождении этого круга одни нервные клетки мозга воспринимают сведения о раздражителе, другие – управляют ответными реакциями, а промежуточные, или вставочные нейроны, находящиеся между ними, обрабатывают всю информацию. В результате многократного прохождения импульсов по кольцевым структурам в них постепенно образуются стойкие изменения, закладывающие основу последующего формирования долгосрочной памяти.

Показано, что длительность циркуляции зависит от биологической важности и новизны информации: новая и важная информация быстрее переходит в долгосрочную память, и для этого требуется меньше времени на циркуляцию (примерно 15 минут).

Емкость кратковременной памяти невелика. Эббингауз первым показал, что при кратковременном (1 минута) предъявлении зрительных или слуховых стимулов в кратковременной памяти может находиться 7 + 2 бит информации (сейчас этот показатель известен как число Миллера). Мы запоминаем и можем относительно легко воспроизвести 7 предъявленных нам логически несвязанных между собой слов, цифр, семантических понятий. Но неоднократно подтверждаемая многими исследователями такая емкость кратковременной памяти не позволяет объяснить факты оперирования отдельными людьми огромным числом бит информации в небольших промежутках времени.

Долговременная память.

Долгосрочная память – это память на события, которые происходят и происходили в жизни человека. В этой памяти хранится все без исключения – образы, события, знания, умения, навыки. Долгосрочная память является основным видом памяти человека, благодаря которой он может существовать как индивидуум. Долгосрочная память – основа условнорефлекторной деятельности. Успешность освоения учебного материала определяется объемом долгосрочной памяти и способностью к воспроизведению информации, хранящейся в этом виде памяти.

Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе долгосрочной памяти, главным образом, проводилось на примерах образования и закрепления условных рефлексов. Новые исследования показывают, что феномен долговременной памяти шире, а механизмы, включающие условнорефлекторные процессы, разнообразнее и сложнее.

В любом случае, для долгосрочной памяти характерны такие этапы как:

1. формирование энграммы, т.е. фиксация информации,

2. сортировка и выделение новой информации,

3. долговременное хранение значимой для организма информации,

4. воспроизведение информации по мере необходимости (произвольная память) или случайно (непроизвольная память).

Концепция А. Н. Лебедева о нейронных кодах памяти.

Понятие о кодах.

Как известно, кириллица состоит из 33 букв, таблица Менделеева содержит чуть больше 100 различных атомов и т.д. Какое количество «букв» и «слогов» содержится в нейронном коде памяти, а также сам характер этих кодовых значений – вопрос, который сегодня интенсивно изучается. Теоретической базой поиска нейронных кодов памяти является представление о том, что все психические процессы реализуются не за счет работы отдельных нейронов, а за счет функционирования нейронных ансамблей.

Согласно концепции Лебедева, каждому приобретенному образу памяти (слову, предмету, явлению и т.п.) соответствует свой нейронный ансамбль. Нейроны ансамбля, хранящие один образ, активизируются согласованно и циклически. Колебания клеточных потенциалов, связанные с импульсацией нейронов, создают повторяющийся узор биопотенциалов. Каждому образу соответствует свой собственный узор.

Число нейронов в каждом ансамбле варьирует. Чем больше нейронов вовлекается в ритмы какого-то ансамбля, тем выше вероятность осознания соответствующего образа. Минимальное количество нейронов, обеспечивающее устойчивость ансамбля, составляет 100-300 клеток. В отношении максимального числа нейронов в ансамбле – вопрос пока открыт: не исключено, что это величина составляет тысячу нейронов, или десятки или даже сотни тысяч нейронов. Указанные количественные характеристики клеточного состава нейронного ансамбля, вероятно, зависят от индивидуальных особенностей человека. Нейроны одного ансамбля не обязательно размещаются рядом: часть нейронов любого ансамбля располагается в ретикулярной формации ствола и промежуточного мозга, другие нейроны размещаются в коре, в ее первичных, вторичных и третичных зонах.

Некоторые нейроны ансамбля могут «замолкать» или включаться в работу другого ансамбля, другого образа. При этом ансамбль может не только приобретать нейроны (повторение), но и терять их (забывание).

В процессе кодирования информации или ее актуализации (воспроизведения) в активное состояние вовлекаются все «буквы» нейронного кода, т.е. все группы нейронного ансамбля.

Объем долговременной памяти, согласно концепции А. Н. Лебедева, определяется длиной кодовых цепочек, т.е. общим суммарным числом отдельных нейронных ансамблей, которые могут последовательно вовлекаться в процесс памяти. Это число – огромно, и в то же время оно зависит от индивидуальных особенностей человека.

Представления о системах управления и регуляции памяти.

Существует два вида памяти – непроизвольная и произвольная (в первом случае запоминание и воспроизведение происходит без усилий, во втором – в результате осознанной мнестической деятельности). Косвенно это свидетельствует о наличии системы управления мнестическими процессами, а также о том, что эти процессы имеют разное мозговое обеспечение.

Считается, что система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты. При этом выделяются два уровня регуляции:

1. неспецифический (общемозговой) – сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору,

2. модально-специфический (локальный), связанный с деятельностью анализаторных систем.

По современным представлениям, неспецифический уровень регуляции участвует в обеспечении практически всех видов памяти. Из клиники очаговых поражений мозга известно, что существуют так называемые модально-неспецифические расстройства памяти, когда ослабление или утрата функций памяти не зависит от характера стимула. Они возникают при поражении глубоких структур мозга, ретикулярной формации ствола, диэнцефальной области, лимбической системы, гиппокампа. В случае поражения гиппокампа возникает известное заболевание – корсаковский синдром, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события.

Установлено также, что при активации ретикулярной формации формирование энграмм происходит эффективнее, а при снижении уровня активации, напротив, ухудшается как непроизвольное, так и произвольное запоминание любого нового материала, независимо от его сложности и эмоциональной значимости. Наряду с этим улучшение кратковременной памяти (увеличение объема при предъявлении информации в быстром темпе) может наблюдаться при электрической стимуляции таламокортикальной системы. В то же время при разрушении ряда областей таламуса возникают затруднения в усвоении новой информации или сохранении заученной ранее. В обеспечении произвольного запоминания ведущую роль играют лобные доли коры, особенно левой лобной доли.

Таким образом, система регуляции памяти имеет иерархическое строение и полное обеспечение функций и процессов памяти возможно лишь при условии функционирования всех ее звеньев.

Нарушения памяти.

Когда в кинофильмах люди, потерявшие память, приходят в себя на больничной койке, они, как правило, ничего не помнят о своей прошлой жизни. Такое представление о ситуации, строго говоря, неверно. Амнезия может принимать разные формы, но утрата всех воспоминаний если и встречается, то в очень редких случаях. Различают нарушение памяти на текущие события (фиксационная амнезия, при алкоголизме, при нарушениях функций гиппокампа), нарушение памяти на бывшие события (ретроградная, антероградная, антероретроградная амнезии) и общее нарушение памяти (прогрессирующая амнезия).

У больных, страдающих эпилепсией, наблюдается потеря памяти, однако, воспоминания о событиях, происшедших за три года до проведения у них оперативного лечения эпилепсии, не нарушаются. Например, описан случай у больного Н. М., у которого она проявлялась в нарушении перевода информации из кратковременной памяти в долгосрочную. Больной был не в состоянии запомнить новые факты, но вполне мог освоить выполнение различных действий. Его ретроградная амнезия – результат хирургической операции, при которой у него была удалена большая часть обоих гиппокампов и миндалин.

Другой известный случай амнезии описан у больного Н.А., получившего проникающее ранение мозга во время фехтовального поединка. Долговременная память на события, предшествовавшие несчастному случаю, у данного больного также не была затронута. Амнезия у него проявлялась в неспособности к усвоению нового материала, особенно вербального, т.е. фиксационная амнезия. К примеру, Н.А. быстро забывал списки слов или логическую прозу, но в то же время он легче запоминал человеческие лица и места в окружающем пространстве. При ранении у него было повреждено левое ядро таламуса – очень небольшой участок мозга.

Амнезия также встречается у больных с синдромом Корсакова. Это болезнь хронических алкоголиков, которые часто подолгу обходятся без еды. Она возникает в результате нехватки витамина В1 (тиамина) и обычно прогрессирует. Больные с корсаковским синдромомне только испытывают трудности при усвоении нового материала, но и страдают амнезией на те события, которые происходили в их жизни до развития патологического процесса.

Мышление – один из важнейших компонентов познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, это высшая форма психической деятельности, благодаря которой отражается сущность, взаимосвязи и отношения. Мышление выходит за рамки чувственного познания, т.е. ощущения и восприятия и осуществляется на уровне сознательного (преимущественно с помощью слова как простейшего способа обобщения) и бессознательного. В основе мышления лежит процесс образования элементарных или сложных ассоциаций.

Выделяют элементарное (конкретное) мышление и абстрактное мышление. Элементарное мышление – это свойственная животным форма отражения внешнего мира, представляющая собой мышление в действии и проявляющаяся в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение потребностей. Физиологическую основу элементарного, конкретного мышления составляет первая сигнальная система. Абстрактное мышление – это отвлеченно-понятийное мышление, свойственное только для человека. Оно развивается в связи со становлением речи и связанной с этим функцией отвлечения и обобщения. Центральным для абстрактного мышления является функциональное употребление слова или знака в качестве средства для расчленения и выделения признаков, их абстрагирования и нового синтеза, в результате чего образуется понятие и на его основе – обобщение.

Физиологические основы мышления.

С точки зрения физиологии, мышление – это создание элементарных или сложных ассоциаций, это процесс оперирования символическими единицами (признаками – в левом полушарии, образами – в правом). Считается, что символические единицы (признаки, образы) формируются в задних отделах коры (ассоциативные зоны), а оперирование ими осуществляется в передних отделах коры. Уровень развития мышления зависит как от богатства и разнообразия признаков и образов, так и от скорости оперирования ими.

С этих позиций, мышление (т.е. создание признаков и образов, оперирование символическими единицами) можно рассматривать как условнорефлекторный процесс, реализуемый с участием второй сигнальной системы в соответствии с общими закономерностями условнорефлекторной деятельности.

Касаясь современных представлений о мозговых процессах, лежащих в основе мышления, следует отметить, что в целом проблема физиологических основ мыслительной деятельности разработана еще недостаточно глубоко. До настоящего времени не существует общепризнанных концепций, объясняющих сущность протекающих событий в коре больших полушарий в процессе мышления. В то же время накоплены результаты многочисленных эмпирических исследований, в том числе полученных при регистрации динамики физических показателей в ходе умственной деятельности.

При умственной деятельности происходит перестройка всех основных ритмов ЭЭГ – от дельта до бета. У взрослых выраженность бета-ритма при решении стереотипных умственных заданий снижается, а при решении задач, содержащих элемент новизны, возрастает, особенно в левом полушарии при успешном решении вербальных тестов на зрительно-пространственные отношения.

Наиболее существенные изменения ЭЭГ при умственной деятельности касаются пространственно-временных характеристик ЭЭГ – в этом случае резко увеличивается число участков коры, корреляционная связь между которыми по различным составляющим ЭЭГ имеет высокую статистическую значимость. Однако картина возникающих межзональных отношений зависит от характера задачи и способа ее решения. Так, при решении вербальных задач возрастает степень синхронизации биопотенциалов в лобных и центральных отделах левого полушария, в то время как при решении арифметических задач дополнительно возникает фокус активации в теменно-затылочных отделах. При выполнении легкого по алгоритму действия возрастает степень синхронизации в задних отделах левого полушария, а при трудном алгоритмическом действии фокус активации перемещается в передние зоны левого полушария. При решении одной и той же математической задачи разными способами фокусы активации располагаются в разных участках коры: при использовании арифметического способа – в правой префронтальной и левой теменно-височной, а при использовании пространственного метода – сначала в передних, а затем в задних отделах правого полушария. При стандартном решении задачи преимущественно преобладает активность левого полушария, а при нестандартном – активность правого полушария (особенно лобных отделов).

Расстройства мышления.

Важным для понимания физиологической основы мыслительной деятельности являются данные клиники, которые свидетельствуют о наличии широкого спектра вариантов нарушения мышления, что указывает на достаточно высокую «ранимость» этой высшей психической функции мозга человека. Иногда эти расстройства мимолетны, они могут наблюдаться у психически здоровых людей. Но могут быть стойкими и отражать определенную патологию ВНД. К патологическим видам мышления относят ускоренное, замедленное и задержанное мышление, разорванное мышление, бессвязное мышление, инертное, аутистическое, резонерское, символическое, паралогическое, фабулирующее мышление (в основе которого лежат вымышленные факты). Кроме того, к расстройствам мышления относятся навязчивые мысли, сверхценные идеи, бред. Приведенные варианты расстройств мышления наблюдаются при шизофрении («расщепление» мышления), маниакально-депрессивном психозе, эпилепсии, реактивном психозе.

При недоразвитии коры больших полушарий наблюдается олигофрения (малоумие, слабоумие), т.е. умственная отсталость. Наиболее глубокая степень олигофрении (глубокая умственная отсталость) – идиотия. При выраженной форме идиотии мышление и речь почти не развиты: больные произносят лишь нечленораздельные звуки и, как правило, не понимают смысла обращенной к ним речи. Имбецильность – средняя степень слабоумия, при которой речь и мышление развиты больше, чем при идиотии: больные способна составлять несложные фразы, но они не способны обучаться даже во вспомогательных школах. Дебильность – легкая степень слабоумия; у таких людей уровень развития речи относительно высок, но словарный запас очень беден. В связи с наличием хорошо развитой механической памяти, люди с легкой степенью слабоумия способны к обучению во вспомогательных школах и могут овладеть несложными трудовыми операциями. Причинами олигофрении являются генетические нарушения (например, болезнь Дауна), а также дефекты внутриутробного развития, обусловленные вирусной инфекцией, воздействием токсических веществ, радиации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: