Основополагающие ценности социальной работы

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценнос­тей, в котором хоть и произошли некоторые конструктивные изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современ­ной социальной работы, так же как и раньше, характерно стрем­ление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида.

Понятия ценностей и этики в социальной работе являются весьма широкими. В общем они касаются трех различных, хотя и взаимосвязанных аспектов.

Первый относится к зависимости ценностной базы профес­сии от ее всеохватывающей миссии, целей и приоритетов, в частности, как это отражено в Этическом кодексе Националь­ной ассоциации социальных работников (НАСР). Второй имеет отношение к внедрению этических стандартов профессии, а тре­тий затрагивает этические дилеммы, с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обя­занностей.

Целью социальной работы всегда было улучшение благопо­лучия людей, имеющих проблемы, связанные с бедностью, пси-


хологическим состоянием, здоровьем, занятостью, обеспечен­ностью жильем, со старостью, детством, голодом, содержанием жилья и т. д. Со временем непрерывно усиливалась необходи­мость заботиться не только конкретно о клиентах, но и о спосо­бах, с помощью которых общество в целом реагирует на их нужды. Таким образом, в социальной работе предметом постоян­ного внимания всегда было индивидуальное благополучие и обес­печивающие его факторы. Оценка социальными работниками сложного взаимодействия между отдельными личностями и их окружением основывалась на постоянном наборе ценностей, кото­рые обеспечивают достоинство, основные потребности челове­ка и равные возможности. Концепция индивидуального досто­инства подразумевает, что человек имеет право на уважение и достойное существование и что социальные работники не дол­жны дискриминировать отдельных людей на основе расовых, этнических, родовых, половых характеристик или социально-экономического статуса. Социальные работники также исходят из того, что все люди имеют определенные основные потребно­сти — питание, жилище, забота о здоровье, психологическом состоянии — и должны иметь равные возможности удовлетво­рять их.

В начале XX в. акцент делался на способах, которыми кли­енты решали свои собственные проблемы. Социальные работни­ки того времени, не без влияния благотворительных организа­ций, часто рассматривали проблемы клиентов скорее как дока­зательство недостатков характера, а не упущений общества. По­этому социальные работники в качестве ценностей рассматрива­ли моральные качества клиента. Важной частью их миссии было побудить клиентов научиться вести себя нравственно, честно, вести праведную жизнь.

Постепенно социальные работники стали лучше осознавать, как окружающие факторы формируют отдельные личности и ограничивают их возможности. Прогрессивная Эра, движение за создание поселений и «Великая депрессия» 30-х годов, напри­мер, заставили социальных работников обратить внимание на социальные и экономические проблемы, существенно повлияв­шие на страдания, которые выпали на долю людей в те годы.

Интерес к изучению обстоятельств, влияющих на индиви­дуальные проблемы, до некоторой степени уменьшился в тече-


ние относительно спокойных лет сразу же после второй мировой войны, когда многие профессиональные работники были вовле­чены в развитие психиатрической социальной помощи. Практи­ки часто сосредоточивали внимание на глубине и качестве цен­ностей клиентов, но постепенно оно смещалось к анализу более широких ценностей общества и к нуждам тех, кто беден, болен или отягощен другими обстоятельствами. С начала 70-х годов и до последнего времени повышается заинтересованность в иссле­довании ценностей самих социальных работников и этических аспектов их практической деятельности. Рост интереса к профес­сиональным ценностям и этике обусловлен несколькими причи­нами. Технический прогресс дал профессионалам этический вы­бор, который просто не был известен предыдущим поколениям практических работников. Развитие здравоохранения, ядерной энергетики и компьютерной технологии, например, сопровож­далось чрезвычайным усложнением факторов, относящихся к ценностям и этике. Кроме того, современные профессиональные работники столкнулись с необходимостью распределения все бо­лее ограниченных ресурсов — таких, как нефть, продовольствие, вода, земля, деньги, услуги здравоохранения, социальное обес­печение, — и это внесло свои изменения в их ценностные ори­ентации и этику профессиональной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: