Формально вся организация представляет сочетание различных малых профессиональных групп, которые структурированы в особые подразделения. В каждой такой малой профессиональной группе существуют определённые управленческие и деловые связи, где индивидуальные способы выполнения заданий преобразуются в кооперированные.
В бригадных формах организации труда выделяют три уровня кооперации:
1. Совместно-индивидуальная деятельность (когда в малых профессиональных группах и бригадах преобладает индивидуальный труд);
2. Совместно-последовательная деятельность (работа на конвейере);
3. Совместно-взаимодействующая деятельность (в малой профессиональной группе и в бригаде преобладает кооперирование).
В функциональных подразделениях также выделяют три уровня поведения и деятельности:
1. Параллельно-индивидульная, которая на определённых этапах сводится воедино по срокам, ресурсам, показателям, конечным результатам (например, отдел сбыта продукции, где каждый менеджер работает со своей клиентурой).
2. Кооперативно-индивидуальная, когда результаты труда одних работников оказываются зависимыми от результата труда других (например, отдел маркетинга, где результаты исследований используются в отделе рекламы).
3. Кооперативно-сетевая, когда действия одних работников невозможны без одновременных или предшествующих действий других (проектные группы, конструкторские и технологические отделы, творческие лаборатории, проблемно-целевые группы).
Существует пять видов взаимосвязанного поведения руководителя и сотрудников в малых профессиональных группах:
1. Пирамидальное взаимодействие. В этом случае поведение руководителя может стать лидерским, если оно соответствует групповым нормам. Если оно им противоречит, то это может привести к конфронтации (например, авторитарный стиль руководства в малых творческих группах).
2. Последовательное взаимодействие. В этом случае внутренняя кооперация работников слабая и руководитель становится связующим звеном, осуществляя планирование и распределение работ.
3. Совместно-односторонне взаимодействие. Руководитель хорошо видит плюсы и минусы каждого работника, что позволяет ему эффективно управлять малой профессиональной группой.
4. Совместно-двусторонне взаимодействие. Основано на принципе обратной связи.
5. Многосторонне взаимодействие. В этом случае руководитель должен быть авторитетным специалистом и признанным в группе организатором.
Лидерство – это социально-психологический феномен руководства в малой профессиональной группе, выражение групповых интересов, мнений и настроений, которые учитывает и генерирует руководитель, направляя всю работу на достижение конечного результата.
Могут быть три типа такого лидера: организатор, специалист, интеллектуал. Эффективность управления будет зависеть от того, как совмещены эти модели поведения руководителя в малой профессиональной группе.