Типология организационных культур и динамика развития организации

Организационная культура – это система доминирующих ценностей, целей, норм, характерных для организации, которые выполняют функцию важных регуляторов поведении работников, и которые не только являются общими для всех сотрудников организации, но и передаются новым сотрудниками как наиболее правильные.

Выделяют 4 типа организационной культуры:

1. Адаптивная (предпринимательская). Если предприятия ориентируются на внешнюю среду, а в культуре преобладает гибкость и способность к изменениям, для удовлетворения требований потребителей, то такую организационную культуру называют адаптивной или предпринимательской. В организации с таким типом организационной культуры поощряется инновационный подход.

2. Культура стратегических задач. Если цели организации ориентируются на внешнюю среду, а культура тяготеет к стабильности, то такой тип организационной культуры называют культурой стратегических задач. Работники в таких организациях имеют чёткий круг обязанностей и получают определённое вознаграждение за их выполнение.

3. Клановая. Если цели организации ориентируются на внутреннюю среду, а культура характеризуется гибкостью, такую организационную культуру относят к Клановой. Удовлетворение потребностей работников, забота об их нуждах – важнейшая задача организации с подобным типом организационной культуры.

4. Бюрократическая. Если цели деятельности организации ориентируются на внутреннюю среду, а культура тяготеет к стабильности, такой тип организационной культуры называют бюрократической.

Классификация организационной культуры с точки зрения носителей: власть, роль, задача, личность:

1. Организационная культура власти. В таких организациях всё зависит от решений высшего звена управления. Контроль осуществляется централизованно, с учётом установленных правил и процедур. Решения принимаются с учётом баланса влияний различных групп. Руководитель должен быть уверен в себе, а не в других членах команды. В таких организациях выполнение заданий оценивается по результатам.

2. Организационная культура роли. Её олицетворением является классическая бюрократическая организация, основанная на специализации различных подразделений. Отношение к человеку определяется в зависимости от статуса, который он занимает в организации и от роли, которую он выполняет. Эффективность организационной культуры такой организации зависит не от личных особенностей работников, а от распределения работы и ответственности. Подобный тип организационной культуры плохо осознаёт необходимость изменений, медленно на них реагирует, но даёт работникам ощущение стабильности.

3. Организационная культура задачи. Это культура команды. Коллективный результат в такой организации важнее индивидуального. Сотрудник отождествляет свои цели с целями организации. Такая культура хорошо адаптируется к новым условиям.

4. Организационная культура личности. Данный тип культуры основан на индивидуальных особенностях работников. К работнику прислушиваются, учитывают его мнение. Признаётся ценность каждого работника для организации.

В одной организации в процессе её эволюции можно проследить разные типы организационных культур. На стадии зарождения преобладает культура власти, на стадии роста – культура роли, а на стадии зрелости может формироваться культура задачи или культура личности (в зависимости от особенностей организации). На стадии спада может быть использован любой из четырёх типов организационных культур.




double arrow
Сейчас читают про: