double arrow

Вклад различных направлений научных школ в науку и практику управления


Развитие менеджмента как науки об управлении представляет собой ряд последовательных шагов вперёд, которые часто дополняют друг друга.

1. Школа научного управления (1885-1920гг.). Основатель американский инженер, организатор Фредерик Тейлор. Основные работы: «Управление циклом» (1903г.); «Принципы научного менеджмента» (1911г.). Основные идеи: научное исследование отдельных элементов работы; изучение затрат времени и движений работника с помощью хронометража (секундомер); специализация функций как в производстве, так и в управлении; расстановка рабочих на рабочие места, где они могу принести максимальную пользу; планирование и подготовка к работе; разработка точных инструкций; оплата по результатам труда; отделение административной работы от производственной; переход от линейного управления к функциональному. В 1903г. Тейлор предложил новую систему управления цехом, состоящую из четырёх частей: 1.функциональная организация цеха, чёткое распределений функций между производственными участниками. 2. Отдел планирования. 3. Производственный отдел. 4. Система сдельной оплаты труда.

Гаррингтон Эмерсон (1853-1931гг.). В своей книге, изданной в 1912 году, сформулировал 12 принципов производительности труда: 1. Точно поставленные цели и идеалы. 2. Здравый смысл. 3. Компетентная консультация. 4. Дисциплина. 5. Справедливое отношение к персоналу. 6. Надёжный учёт. 7. Диспетчирование. 8. Нормы и расписания. 9. Нормализация условий. 10. Нормирование операций. 11. Стандартные инструкции. 12. Вознаграждение за производительность.

Генри Форд (1863-1947гг.) . Основные идеи: 1. Организация поточно-конвейерного производства в автомобильной промышленности. 2. Широкая специализация по всем стадиям технологического процесса. 3. Стандартизация производства. 4. Массовость производства. 5. Максимальная механизация и разделение труда. 6. Материальное стимулирование. 7. Рациональная организация и обслуживание рабочих мест.

2. Административная (классическая) школа менеджмента. Основатель Анри Файоль (1841-1925). Руководитель французской угледобывающей компании. Основные идеи: 1. Весь процесс управления представил в виде взаимосвязанных функций: предсказывание, планирование, организация, распорядительство, координация и контроль. 2. Описал функции управления: а) ранее известные: 1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Подчинение личных интересов общим. 5. Вознаграждение за труд. 6. Иерархическая структура подчинённости (скалярная цепь). 7. Справедливость. Б) новые: 1. Единоначалие. 2. Единство направления. 3. Инициатива. 4. Централизация и децентрализация власти. 5. Порядок. 6. Стабильность персонала. 7. Корпоративный дух.

3. Школа человеческих отношений (1930г. – н.в.) Один из основателей Элтон Мэйо (1880-1949гг.). Основные идеи: 1. Провёл Хоторнские эксперименты, доказав, что на производительность труда влияют межличностные отношения между работниками. 2. Рассматривал организацию как социальную систему. 3. Открыл большую роль неформальных групп и лидеров. 4. Выделил особую роль человеческого фактора. 5. Разработал социальную философию менеджмента.

Мери Паркер Фоллет (1868-1933). Основные идеи: 1. Производительность труда зависит не только от материальных, но и от психологических и социальных факторов. 2. Необходимо участи работников в управлении предприятием.

Абрахам Маслоу (1908-1970). Создал иерархическую теорию потребностей: 1. Физиологические потребности. 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем. 3. Потребности в принадлежности и причастности. 4. Потребности признания и самоутверждения. 5. Потребности самовыражения и самореализации.

4. Количественная школа менеджмента (1950г. – по н.в.). Основные достижения: 1. Использование в управлении статистических и математических методов. 2. Электронная обработка данных, моделирование. 3. Создание компьютерных систем поддержки принятия управленческих решений. 4. Использование в управлении трёх подходов: процессный, системный, ситуационный.


Сейчас читают про: