Сертификация систем управления окружающей средой. Стандарт ИСО 14000

Система управления окружающей средой - часть общей системы административного управления на предприятии, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержание экологической политики, проводимой этим предприятием, [24].Предприятие может быть любого типа (промышленное, сельскохозяйственное), любых размеров и любой формы собственности.

Основной целью проведения сертификации систем управления окружающей средой является подтверждение соответствия системы управления окружающей средой, введенной на данном предприятии, требованиям, установленным ГОСТ Р ИСО 14001-98 "Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" [24].

Сертификация систем управления окружающей средой предприятия включает как обязательный элемент сертификацию по экологическим требованиям производства данного предприятия, однако сертификация по экологическим требованиям производств предприятия допускается и без сертификации его систем управления окружающей средой.

Международный стандарт ИСО серии 14000 «Системы управления окружающей средой» был подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 207 «Управление окружающей средой», Подкомитет ПК 1 «Системы управления окружающей средой». Данный стандарт устанавливает требования к системе управления окружающей средой. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и раз­меров с учетом различных географических, культурных и социаль­ных условий. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность) с тем, чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые показатели и состояния окружающей среды, добиться соответствия этой полити­ке и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого международного стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по защите окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-эко­номическими потребностями. Следует заметить, что многие требо­вания могут рассматриваться одновременно или пересматриваться в любое время. Модель такого подхода, согласно [24], показана на рис. 3.

Настоящий стандарт применим к любой организации, которая хочет:

· внедрить, поддержать и улучшать систему управления окружающей средой;

· удостовериться в своем соответствии сформулированной ее экологической политике;

· продемонстрировать это соответствие другим;

· добиться сертификации внешней организацией своей системы управления окружающей средой;

· самостоятельно определить соответствие такой системы настоящему международному стандарту и самой заявить об этом соответствии.


Следует отметить, что настоящий международный стандарт не устанавливает абсолютных требований к экологической эффективности помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным актам и регламентам постоянно улучшать систему. Так, две организации, занимающиеся аналогичной деятельность, но показывающие различную экологическую эффективность, могут обе соответствовать требованиям этого стандарта.

В соответствии с требованиями стандарта ИСО 14001 к системе управления окружающей средой организация должна разработать собственную систему управления окружающей средой и поддерживать ее в рабочем состоянии.

Модель приведенная на рис.3, согласно [24], предписывает последовательность процедур для системы управления окружающей средой:

1) Экологическая политика;

2) Планирование;

3) Проведение проверок и корректирующие действия;

4) Внедрение и функционирование;

5) Анализ со стороны руководства;

6) Постоянное улучшение.

На первой стадии(«экологическая политика») руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика:

- соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукцииилиуслуг;

- включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

- включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;

- предусматривала основу для установления целевых и плано­вых экологических показателейи их анализа;

- документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;

- была доступна для общественности.

На второй стадии («планирование») организация должна:

- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов сво­ей деятельности, которые она может контро­лировать и на которые она предположительно может влиять с тем, чтобы определить те аспекты, которые оказывают или могут оказы­вать существенные воздействия на окружающую среду;

- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации законных и других требований, с которыми организация соглашается, применяемую к экологическим аспектам ее деятельности, продукции или услуг;

- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологи­ческие показатели для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации. Целевые и плановые экологические показатели должны быть со­гласованы с экологической политикой, включая обязательство по предотвращению загрязнения окружающей среды;

- разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу достижения своих целевых и плановых эко­логических показателей. Такая программа должна включать распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответ­ствующего подразделения и уровня в рамках организации, а также средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

На третьей стадии («проведение проверок и корректирующие действия») организация должна:

- организация должна осуществлять процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятель­ности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду, а также осуществлять контроль за соответствием фактических экологических показателей организации плановым по­казателям;

- выявлять и изучать несоответствия, принимать меры для смягчения любых причиненных воздействий, а также по иницииро­ванию и совершению корректирующих и предупреждающих действий;

- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегист­рированных данных об окружающей среде. Эти данные должны включать в себя сведения об обучении и результаты аудитов и проведенных анализов. Зарегистрированные данные должны актуализироваться;

- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу и процедуры периодических аудитов систе­мы управления окружающей средой, проводимых для того, чтобы определить соответствует ли система управления окружающей средой запланированным мероприятиям по управлению окружаю­щей средой и должным ли образом система управления окружающей сре­дой реализуется и поддерживается в рабочем состоянии, а также чтобы предоставить информацию о результатах аудита руководству.

На четвертой стадии («Внедрение и функционирование») организация должна:

- опре­делить и документально оформить обязанности, ответственность и полномочия, с тем чтобы содействовать эффективному управле­нию окружающей средой. Руководство организации должно назначать своего специального представителя, который независимо от других обязанностей должен иметь определенные ответственность и полномочия для того, чтобы гарантировать, что требования системы управления окру­жающей средой выполняются и поддерживаются на надлежа­щем уровне;

- определить свои потребности в обучении персонала и требовать, чтобы весь персонал, чья работа может в значительной степени повлиять на окружающую среду, прошли со­ответствующее обучение;

- устанавливать и под­держивать в рабочем состоянии связи между различными уровнями и под­разделениями организации и получения надлежащих сообщений от внешних заинтересован­ных сторон;

- поддерживать в актуальном состоянии документацию и информацию для описания основных элементов системы административного управленияи их взаимодействия;

- идентифицировать те операции и виды дея­тельности, которые связаны с идентифицированными существенными экологическими аспектами, согласующимися с ее политикой, целевы­ми и плановыми экологическими показателями;

- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедурыидентификации возможности возникновения ка­тастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также пре­дотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду.

На пятой стадии («Анализ со стороны руководства») руководство организации должно анализировать систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, аде­кватность и эффективность, а также для опре­деления возможной потребности в изменениях политики, целевых по­казателей и других элементов системы управления окружающей сре­дой в свете результатов аудита системы, изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению.

К международному стандарту ИСО 14000 применимы те же общие типы системы административного управления, что и к стандартам системы качества серии ИСО 9000, который предусматривает управление качеством намеренной продукции. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управления, согласующуюся с серией ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой. Следует, тем не менее, иметь в виду, что применение различных элементов системы адми­нистративного управления может варьироваться в зависимости от целей и заинтересованных сторон. В то время как системы административного управления качеством имеют дело с потребностями пользователя, системы управления окружающей средой обращены к потребностям широкого круга заинтересованных сторон и развивающимся потребностям общества, касающимся защиты окружающей среды.

Требования к системе управления окружающей средой, содержащиеся в стандарте ИСО 14000, необязательно должны устанавливаться независимо от существующих элементов системы административного управления. В некоторых случаях появится возможность соответствовать этим требованиям путем адаптации существующих элементов системы административного управления.

В рамках комплекса стандартов ИСО 14000 разработана серия стандартов посвященная:

- Системам экологического управления окружающей средой (стандарты ИСО 14001 и ИСО 14004);

- Инструментарию экологического регулирования, в том числе экологического аудита(стандарты ИСО 14010-14015 и ИСО 14031);

- Стандарты ориентированные на продукцию(стандарты ИСО 14020-140235, 14040-14043 и ИСО 14064).

Перечень международных стандартов серии ISO 14000 приведен в приложении 5.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Закон РСФСР «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Парламентская газета, 12.01.2002, № 9, Стр. 2; Российская газета, 12.01.2002, № 6, Стр. 4

2. Федеральный Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 №174-ФЗ// Российская газета №232, Собрание законодательства РФ, 1995, №48, Ст.4556.

3. Федеральный Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99, № 52-ФЗ

4. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте ООН. Эконо­мический и Социальный Совет. Европейская экономическая комиссия. Финляндия, 25.02.—01.03.91. Подписана Правительством СССР 06.07.91. Подтверждено Правительством РФ от 13.01.92 № H-N11, ГП МИД РФ.

5. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Утв. Постановлением Правительства РФ №698 от 11.06.1996 г.

6. Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утв. Приказом Минприроды РФ № 222 от 18.07.94 г. Зарег. Минюстом РФ 22.09.94 г. № 695,

7. Госкомэкологии РФ. Проект Положения "Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ". — М., 1998.

8. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Минприроды РФ, Приложение к приказу № 539 от 20.12.95.

9. Инструкция «О порядке проведения государственной экологической экспертизы». Утв. Минприроды РФ 20.04.95 г.

10. Приказ Минприроды РФ № 392 от 28.09.1995 г. «Об утверждении единой формы заключения государственной экологической экспертизы»

11. Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утв. Приказом Госкомприроды РФ № 372 от 16.05.2000 г. Зарег. Минюстом РФ 04.07.2000 г. № 2302

12. Инструкция о порядке разработки, согласования, учреждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 11-01-95. М.: Минстрой России, 1995.

13. Аганбегян, В.А. Аникеев, А.Ф. Клышнев, Е.В. Минаев и др., "Проблемы окружающей среды и при­родных ресурсов". Материалы Межведомственного научно-технического совета по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресур­сов.—М., 1987.

14. Гришин, Н. Общественность и среда обитания. Российско-европейская общественная экологическая инициатива. — М., 1997.

15. Ли Н. Экологическая экспертиза. Учебное руководство. /Пер. с английского под ред. С.М. Говорушко, — М.: Экопрос, 1995

16. Максименко Ю.Л., Горкина И.Д. Оценка воздействия на окружающую среду. Пособие для практиков. – М.: Изд. РЭФИА, 1996

17. Реймерс Н.Ф. Методология научной (эколого-социально-экономической) экспертизы проектов и хозяйственных начинаний (общие принципы). – М.: Экологический союз СССР, 1990

18. Черп О.М., Хотулева М.В., Виниченко В.Н., Дайман С.Ю. Оценка экологического воздействия и экологическая экспертиза / В кн. Современные механизмы экологического регулирования. — М.: Эколайн, 1998.

19. Yost, N.G. The 1979 CEQ Regulations. / In Hart, S.L., Enk, G,A. and Homick, W.F. (Eds). Improving the Impact Assessment. Colorado: Westview Press 1984.

20. Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. СП-11-101-95. – М.: Минстрой России, 1995.

21. Федеральный Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 №2300-1.(Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ, 1992, №15, ст.766)

22. Федеральный Закон РФ «О сертификации продукции и ус­луг» от 10.06.93 №5151-1 (Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ, 1993, №26, ст.966)

23. Основные положения федеральной системы обязательной экологической сертификации. Утв. Госкомэкологии РФ 22.12.97 г., - М.:, 1997

24. ИСО 14000 Международные стандарты. Сборник (подготовлен и отредактирован ВНИИКИ) – М.: Госстандарт России, 1997

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Термины и определения экологической оценки

  Термин   Определение Ссылка на источник
Экологическая оценка (ЭО) Процесс формализованного и систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятель­ности и учет результатов этого анализа в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности. Экологическая оценка (ЭО) делится на оценку экологических воздействий (ОЭВ) и стратегическую экологическую оценку (СЭО) [15,18]
Оценка экологи-ческих воз­действий (ОЭВ)­ Экологическая оценка проектов (намечаемой деятельности проектного уровня). [15,18]
Стратегичес­кая экологи­ческая оценка (СЭО) Экологическая оценка намечаемой деятельности стратеги­ческого уровня (планов, программ, стратегий и проектов нормативных актов). [14,15,18]
Формализованный, систематический и всесторонний про­цесс оценки экологических эффектов политики, плана или программы и их альтернатив, включая подготовку письмен­ного доклада о выводах этой оценки и использование этого вывода в принятии решения [18]
Процесс, аналогичный ОЭВ, но применяющийся ранее в проектном цикле: на стадии разработки планов, программ и стратегий, а также нормативных актов [18]
Экологическая экспертиза (ЭЭ) Установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допус­тимости реализации объекта экспертизы в целях предуп­реждения возможных неблагоприятных последствий этой деятельности на окружающую природную среду и связан­ных с ними социальных, экономических и иных послед­ствий реализации объекта экологической экспертизы. [2]
Намечаемая хозяйственная и иная деятельность Деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы [11]
Обоснование экологическое Совокупность доводов (доказательств) и научных прогно­зов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природных территориальных комплексов) и человека. [8]
Окружающая среда Внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие. [24]
Воздействие на окружающую среду любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, являющееся результатом деятельности организации, ее продукции и услуг. [24]

Продолжение таблицы приложения 1

  Термин   Определение Ссылка на источник
Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (оценка воз­действия на окружающую среду) (ОВОС) Процедура учета экологических требований законода­тельства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреж­дению возможных неприемлемых для общества экологичес­ких и связанных с ними социальных, экономических и дру­гих последствий реализации хозяйственной или иной дея­тельности [6]
Определение характера, степени и масштаба воздействий объекта хозяйственной и иной деятельности на окру­жающую среду и последствий этих воздействий [8]
Процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий [11]
Процесс, способствующий принятию экологически ориен­тированного управленческого решения о реализации наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности путем опреде­ления возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения и установления соответствия намечаемой деятельности эко­логическим требованиям, определения допустимости реа­лизации объекта экологической экспертизы [7]
Общественные обсуждения (общественные слушанья) Комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия [11]
Экологическая эффективность измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике [24]
Экологическая политика заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью [24]

Продолжение таблицы приложения 1

  Термин   Определение Ссылка на источник
Система управления окружающей средой часть общей системы административного управления на предприятии, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, про-цедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержание экологической политики, проводимой этим предприятием [24]
Производство ("производственная система") совокупность технологических схем и систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенная для изготовления продукции определенного наименования (вида) [23]
Продукция результат деятельности или процессов (ИСО 8402-94. Управление качеством и обеспечение качества) [23]
Этапы жизненного цикла продукции проектирование, производство, транспортирование, хранение, использование, ликвидация, утилизация продукции [23]
Стандарт установленный посредством консенсуса и ясно сформулированный документ, имеющий практическое приложение, который допускает всеобщее и систематическое применение в качестве средства достижения результата, нацеленного на формирование определенной степени порядка в данном контексте  
Сертификация подтверждение со­ответствия продукции установленным требо­ваниям  
Сертификация по экологическим требованиям деятельность по оценке и подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами [23]
Экологический сертификат (экологическое заявление) документ, выданный заявителю органом Системы по сертификации, подтверждающий факт соответствия сертифицированного объекта установленным требованиям Системы [23]
Участники обязательной сертификации по экологическим требованиям национальный орган по сертификации (Госстандарт России), федеральный орган исполнительной власти (Госкомэкология России (ныне Министерство природных ресурсов РФ)), Межведомственный Совет Системы. Аккредитующий орган Системы, органы Системы по подготовке аудиторов, органы Системы по сертификации, лаборатории Системы, заявители, держатели экологических сертификатов и экологических заключений [23]
Заявитель в системеобязательной серти-фикации по экологи-ческим требованиям организация, направляющая заявку на получение статуса либо органа (центра) или лаборатории Системы, либо экологического сертификата или экологического заключения [24]

Продолжение таблицы приложения 1

  Термин   Определение Ссылка на источник
Орган системы обязательной сертификации по экологическим требованиям (орган системы по сертификации) аккредитованная в Системе организация, выполняющая работы по сертификации в области ее аккредитации [23,24]
Лаборатория системы обязатель-ной сертификации по экологическим требованиям (лабораториясистемы) аккредитованная в Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям организация, выполняющая испытания, измерения, анализы объектов сертификации Системы в области ее аккредитации [23]
Центр экологической сертификации аккредитованная в Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям организация, выполняющая функции одновременно органа Системы по сертификации и лаборатории Системы [23]
Аккредитация ор-гана Системы по сертификации (центра экологи-ческой сертифика-ции) официальное признание Аккредитующим органом Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям технической компетентности и независимости (центра) на право осуществления его деятельности в пределах области его аккредитации [23]
Аудит объекта сертификации работы по оценке и подтверждению соответствия объекта сертификации требованиям нормативных документов, регламентирующих этот объект с посещением организации-заявителя [23]

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: