Система управления окружающей средой - часть общей системы административного управления на предприятии, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержание экологической политики, проводимой этим предприятием, [24].Предприятие может быть любого типа (промышленное, сельскохозяйственное), любых размеров и любой формы собственности.
Основной целью проведения сертификации систем управления окружающей средой является подтверждение соответствия системы управления окружающей средой, введенной на данном предприятии, требованиям, установленным ГОСТ Р ИСО 14001-98 "Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" [24].
Сертификация систем управления окружающей средой предприятия включает как обязательный элемент сертификацию по экологическим требованиям производства данного предприятия, однако сертификация по экологическим требованиям производств предприятия допускается и без сертификации его систем управления окружающей средой.
|
|
Международный стандарт ИСО серии 14000 «Системы управления окружающей средой» был подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 207 «Управление окружающей средой», Подкомитет ПК 1 «Системы управления окружающей средой». Данный стандарт устанавливает требования к системе управления окружающей средой. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность) с тем, чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые показатели и состояния окружающей среды, добиться соответствия этой политике и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого международного стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по защите окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Следует заметить, что многие требования могут рассматриваться одновременно или пересматриваться в любое время. Модель такого подхода, согласно [24], показана на рис. 3.
Настоящий стандарт применим к любой организации, которая хочет:
· внедрить, поддержать и улучшать систему управления окружающей средой;
|
|
· удостовериться в своем соответствии сформулированной ее экологической политике;
· продемонстрировать это соответствие другим;
· добиться сертификации внешней организацией своей системы управления окружающей средой;
· самостоятельно определить соответствие такой системы настоящему международному стандарту и самой заявить об этом соответствии.
Следует отметить, что настоящий международный стандарт не устанавливает абсолютных требований к экологической эффективности помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным актам и регламентам постоянно улучшать систему. Так, две организации, занимающиеся аналогичной деятельность, но показывающие различную экологическую эффективность, могут обе соответствовать требованиям этого стандарта.
В соответствии с требованиями стандарта ИСО 14001 к системе управления окружающей средой организация должна разработать собственную систему управления окружающей средой и поддерживать ее в рабочем состоянии.
Модель приведенная на рис.3, согласно [24], предписывает последовательность процедур для системы управления окружающей средой:
1) Экологическая политика;
2) Планирование;
3) Проведение проверок и корректирующие действия;
4) Внедрение и функционирование;
5) Анализ со стороны руководства;
6) Постоянное улучшение.
На первой стадии(«экологическая политика») руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика:
- соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукцииилиуслуг;
- включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
- включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
- предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателейи их анализа;
- документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;
- была доступна для общественности.
На второй стадии («планирование») организация должна:
- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять с тем, чтобы определить те аспекты, которые оказывают или могут оказывать существенные воздействия на окружающую среду;
- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации законных и других требований, с которыми организация соглашается, применяемую к экологическим аспектам ее деятельности, продукции или услуг;
- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации. Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой, включая обязательство по предотвращению загрязнения окружающей среды;
- разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такая программа должна включать распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках организации, а также средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.
На третьей стадии («проведение проверок и корректирующие действия») организация должна:
- организация должна осуществлять процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду, а также осуществлять контроль за соответствием фактических экологических показателей организации плановым показателям;
|
|
- выявлять и изучать несоответствия, принимать меры для смягчения любых причиненных воздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих и предупреждающих действий;
- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде. Эти данные должны включать в себя сведения об обучении и результаты аудитов и проведенных анализов. Зарегистрированные данные должны актуализироваться;
- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой, проводимых для того, чтобы определить соответствует ли система управления окружающей средой запланированным мероприятиям по управлению окружающей средой и должным ли образом система управления окружающей средой реализуется и поддерживается в рабочем состоянии, а также чтобы предоставить информацию о результатах аудита руководству.
На четвертой стадии («Внедрение и функционирование») организация должна:
- определить и документально оформить обязанности, ответственность и полномочия, с тем чтобы содействовать эффективному управлению окружающей средой. Руководство организации должно назначать своего специального представителя, который независимо от других обязанностей должен иметь определенные ответственность и полномочия для того, чтобы гарантировать, что требования системы управления окружающей средой выполняются и поддерживаются на надлежащем уровне;
- определить свои потребности в обучении персонала и требовать, чтобы весь персонал, чья работа может в значительной степени повлиять на окружающую среду, прошли соответствующее обучение;
|
|
- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии связи между различными уровнями и подразделениями организации и получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон;
- поддерживать в актуальном состоянии документацию и информацию для описания основных элементов системы административного управленияи их взаимодействия;
- идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными существенными экологическими аспектами, согласующимися с ее политикой, целевыми и плановыми экологическими показателями;
- устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедурыидентификации возможности возникновения катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду.
На пятой стадии («Анализ со стороны руководства») руководство организации должно анализировать систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность, а также для определения возможной потребности в изменениях политики, целевых показателей и других элементов системы управления окружающей средой в свете результатов аудита системы, изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению.
К международному стандарту ИСО 14000 применимы те же общие типы системы административного управления, что и к стандартам системы качества серии ИСО 9000, который предусматривает управление качеством намеренной продукции. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управления, согласующуюся с серией ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой. Следует, тем не менее, иметь в виду, что применение различных элементов системы административного управления может варьироваться в зависимости от целей и заинтересованных сторон. В то время как системы административного управления качеством имеют дело с потребностями пользователя, системы управления окружающей средой обращены к потребностям широкого круга заинтересованных сторон и развивающимся потребностям общества, касающимся защиты окружающей среды.
Требования к системе управления окружающей средой, содержащиеся в стандарте ИСО 14000, необязательно должны устанавливаться независимо от существующих элементов системы административного управления. В некоторых случаях появится возможность соответствовать этим требованиям путем адаптации существующих элементов системы административного управления.
В рамках комплекса стандартов ИСО 14000 разработана серия стандартов посвященная:
- Системам экологического управления окружающей средой (стандарты ИСО 14001 и ИСО 14004);
- Инструментарию экологического регулирования, в том числе экологического аудита(стандарты ИСО 14010-14015 и ИСО 14031);
- Стандарты ориентированные на продукцию(стандарты ИСО 14020-140235, 14040-14043 и ИСО 14064).
Перечень международных стандартов серии ISO 14000 приведен в приложении 5.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон РСФСР «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Парламентская газета, 12.01.2002, № 9, Стр. 2; Российская газета, 12.01.2002, № 6, Стр. 4
2. Федеральный Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 №174-ФЗ// Российская газета №232, Собрание законодательства РФ, 1995, №48, Ст.4556.
3. Федеральный Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99, № 52-ФЗ
4. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте ООН. Экономический и Социальный Совет. Европейская экономическая комиссия. Финляндия, 25.02.—01.03.91. Подписана Правительством СССР 06.07.91. Подтверждено Правительством РФ от 13.01.92 № H-N11, ГП МИД РФ.
5. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Утв. Постановлением Правительства РФ №698 от 11.06.1996 г.
6. Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утв. Приказом Минприроды РФ № 222 от 18.07.94 г. Зарег. Минюстом РФ 22.09.94 г. № 695,
7. Госкомэкологии РФ. Проект Положения "Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ". — М., 1998.
8. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Минприроды РФ, Приложение к приказу № 539 от 20.12.95.
9. Инструкция «О порядке проведения государственной экологической экспертизы». Утв. Минприроды РФ 20.04.95 г.
10. Приказ Минприроды РФ № 392 от 28.09.1995 г. «Об утверждении единой формы заключения государственной экологической экспертизы»
11. Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утв. Приказом Госкомприроды РФ № 372 от 16.05.2000 г. Зарег. Минюстом РФ 04.07.2000 г. № 2302
12. Инструкция о порядке разработки, согласования, учреждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 11-01-95. М.: Минстрой России, 1995.
13. Аганбегян, В.А. Аникеев, А.Ф. Клышнев, Е.В. Минаев и др., "Проблемы окружающей среды и природных ресурсов". Материалы Межведомственного научно-технического совета по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.—М., 1987.
14. Гришин, Н. Общественность и среда обитания. Российско-европейская общественная экологическая инициатива. — М., 1997.
15. Ли Н. Экологическая экспертиза. Учебное руководство. /Пер. с английского под ред. С.М. Говорушко, — М.: Экопрос, 1995
16. Максименко Ю.Л., Горкина И.Д. Оценка воздействия на окружающую среду. Пособие для практиков. – М.: Изд. РЭФИА, 1996
17. Реймерс Н.Ф. Методология научной (эколого-социально-экономической) экспертизы проектов и хозяйственных начинаний (общие принципы). – М.: Экологический союз СССР, 1990
18. Черп О.М., Хотулева М.В., Виниченко В.Н., Дайман С.Ю. Оценка экологического воздействия и экологическая экспертиза / В кн. Современные механизмы экологического регулирования. — М.: Эколайн, 1998.
19. Yost, N.G. The 1979 CEQ Regulations. / In Hart, S.L., Enk, G,A. and Homick, W.F. (Eds). Improving the Impact Assessment. Colorado: Westview Press 1984.
20. Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. СП-11-101-95. – М.: Минстрой России, 1995.
21. Федеральный Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 №2300-1.(Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ, 1992, №15, ст.766)
22. Федеральный Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 №5151-1 (Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ, 1993, №26, ст.966)
23. Основные положения федеральной системы обязательной экологической сертификации. Утв. Госкомэкологии РФ 22.12.97 г., - М.:, 1997
24. ИСО 14000 Международные стандарты. Сборник (подготовлен и отредактирован ВНИИКИ) – М.: Госстандарт России, 1997
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Термины и определения экологической оценки
Термин | Определение | Ссылка на источник |
Экологическая оценка (ЭО) | Процесс формализованного и систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности и учет результатов этого анализа в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности. Экологическая оценка (ЭО) делится на оценку экологических воздействий (ОЭВ) и стратегическую экологическую оценку (СЭО) | [15,18] |
Оценка экологи-ческих воздействий (ОЭВ) | Экологическая оценка проектов (намечаемой деятельности проектного уровня). | [15,18] |
Стратегическая экологическая оценка (СЭО) | Экологическая оценка намечаемой деятельности стратегического уровня (планов, программ, стратегий и проектов нормативных актов). | [14,15,18] |
Формализованный, систематический и всесторонний процесс оценки экологических эффектов политики, плана или программы и их альтернатив, включая подготовку письменного доклада о выводах этой оценки и использование этого вывода в принятии решения | [18] | |
Процесс, аналогичный ОЭВ, но применяющийся ранее в проектном цикле: на стадии разработки планов, программ и стратегий, а также нормативных актов | [18] | |
Экологическая экспертиза (ЭЭ) | Установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных последствий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. | [2] |
Намечаемая хозяйственная и иная деятельность | Деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы | [11] |
Обоснование экологическое | Совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природных территориальных комплексов) и человека. | [8] |
Окружающая среда | Внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие. | [24] |
Воздействие на окружающую среду | любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, являющееся результатом деятельности организации, ее продукции и услуг. | [24] |
Продолжение таблицы приложения 1
Термин | Определение | Ссылка на источник |
Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (оценка воздействия на окружающую среду) (ОВОС) | Процедура учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности | [6] |
Определение характера, степени и масштаба воздействий объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этих воздействий | [8] | |
Процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий | [11] | |
Процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности путем определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения и установления соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям, определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы | [7] | |
Общественные обсуждения (общественные слушанья) | Комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия | [11] |
Экологическая эффективность | измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике | [24] |
Экологическая политика | заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью | [24] |
Продолжение таблицы приложения 1
Термин | Определение | Ссылка на источник |
Система управления окружающей средой | часть общей системы административного управления на предприятии, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, про-цедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержание экологической политики, проводимой этим предприятием | [24] |
Производство ("производственная система") | совокупность технологических схем и систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенная для изготовления продукции определенного наименования (вида) | [23] |
Продукция | результат деятельности или процессов (ИСО 8402-94. Управление качеством и обеспечение качества) | [23] |
Этапы жизненного цикла продукции | проектирование, производство, транспортирование, хранение, использование, ликвидация, утилизация продукции | [23] |
Стандарт | установленный посредством консенсуса и ясно сформулированный документ, имеющий практическое приложение, который допускает всеобщее и систематическое применение в качестве средства достижения результата, нацеленного на формирование определенной степени порядка в данном контексте | |
Сертификация | подтверждение соответствия продукции установленным требованиям | |
Сертификация по экологическим требованиям | деятельность по оценке и подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами | [23] |
Экологический сертификат (экологическое заявление) | документ, выданный заявителю органом Системы по сертификации, подтверждающий факт соответствия сертифицированного объекта установленным требованиям Системы | [23] |
Участники обязательной сертификации по экологическим требованиям | национальный орган по сертификации (Госстандарт России), федеральный орган исполнительной власти (Госкомэкология России (ныне Министерство природных ресурсов РФ)), Межведомственный Совет Системы. Аккредитующий орган Системы, органы Системы по подготовке аудиторов, органы Системы по сертификации, лаборатории Системы, заявители, держатели экологических сертификатов и экологических заключений | [23] |
Заявитель в системеобязательной серти-фикации по экологи-ческим требованиям | организация, направляющая заявку на получение статуса либо органа (центра) или лаборатории Системы, либо экологического сертификата или экологического заключения | [24] |
Продолжение таблицы приложения 1
Термин | Определение | Ссылка на источник |
Орган системы обязательной сертификации по экологическим требованиям (орган системы по сертификации) | аккредитованная в Системе организация, выполняющая работы по сертификации в области ее аккредитации | [23,24] |
Лаборатория системы обязатель-ной сертификации по экологическим требованиям (лабораториясистемы) | аккредитованная в Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям организация, выполняющая испытания, измерения, анализы объектов сертификации Системы в области ее аккредитации | [23] |
Центр экологической сертификации | аккредитованная в Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям организация, выполняющая функции одновременно органа Системы по сертификации и лаборатории Системы | [23] |
Аккредитация ор-гана Системы по сертификации (центра экологи-ческой сертифика-ции) | официальное признание Аккредитующим органом Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям технической компетентности и независимости (центра) на право осуществления его деятельности в пределах области его аккредитации | [23] |
Аудит объекта сертификации | работы по оценке и подтверждению соответствия объекта сертификации требованиям нормативных документов, регламентирующих этот объект с посещением организации-заявителя | [23] |
Приложение 2