Финансируемые за сче6т бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование. Основные методы планирования бюджетных расходов: 1 Прогрессивно-целевой метод планирования заключается в системном планировании выделении бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами. Этот метод – способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам. Это повышает уровень эффективности использования средств.
В нашей стране этот метод неуклонно расширяется. Этому способствует разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ.
Объем средств выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.д ), время функционирования учреждений и финансовые нормы.
При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и д.р.) учитывается численность получателей этих средств и устанавливаются нормы выплат.
Нормативный метод планирования бюджетных расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составление смет бюджетных учреждений. Нормативы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормативами могут быть:
1 денежное выравнивание натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами и т.д.),
2 нормы индивидуальных выплат (например, ставка зарплаты, размер пособий, стипендий …),
3 нормы, в основе которых лежат средне статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебные расходы …)
Бюджетная смета – документ, устанавливающий бюджетному учреждению в соответствии с классификацией расходов бюджета лимиты бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств.
На основе натуральных показателей (численность обслуживающих лиц, площади помещения и тд.) и фиксированных норм составляются следующие бюджетные сметы:
1 индивидуальные – составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;
2 общие – составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
3 на централизованные мероприятия – разрабатывается ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.);
4 сводные – объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ведомству.
В смете бюджетных учреждений отражается:
1 реквизиты учреждения (его наименование, бюджет из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т.д.),
2 свод расходов (фонд заработной платы, материальные затраты, фонд производства и социального развития, фонд материального поощрения и др.),
3 свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления),
4 производственные показатели учреждения,
5 расчеты и обоснования расходов и доходов.
Сметы бюджетных организаций утверждаются на бюджетный год и выражают свод расходов по статьям затрат. В обязательном порядке к смете прикладываются расходы с обоснованием планируемых затрат. В них указываются обязательные показатели деятельности учреждения: количество учащихся, классов, коек и т.д. на начало года, на конец года и в среднегодовом исчислении.
Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени. Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:
1 обеспечение бюджетных учреждений государственными финансами,
2 анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании ими средств,
3 контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они в праве при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений утверждать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на создание этих учреждений.