Применение международных стандартов качества в таможенном деле

Одной из основных целей улучшения качества деятельности таможенных органов является повышение качества предоставляемых таможенными органами услуг.

Несмотря на то, что к настоящему времени в таможенном регулировании заложены основные организационные условия предоставления таможенных услуг, отсутствует стандарт по предоставлению таможенных услуг, устанавливающий необходимый уровень их качества и доступности, позволяющий в полной мере реализовать потенциал установленных организационных условий их предоставления.

Все это создает трудности в оценке качества таможенных услуг предоставляемых таможенными органами. Поэтому необходимо иметь эффективные методы управления качеством в этой сфере. Наиболее полноценно эти методы реализованы в системе менеджмента качества таможенных услуг.
Система менеджмента качества – это управленческая философия, которая фокусирует общее управление организацией на идеологии качества, как высшей стратегической цели. При таком понимании обеспечение качества продукции становится не только задачей специальных служб, а затрагивает организацию деятельности во всех функциональных областях управления.
Соответствие стандартам ISO 9000 означает, что достигнутый уровень менеджмента отвечает минимальному набору стандартизованных требований, гарантирующих производство продукции или оказание услуг предсказуемого качества, что повышает конкурентоспособность.

Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
б) разработку политики и целей организации в области качества;
в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
г) установление и определение необходимых ресурсов, и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Постановка системы менеджмента качества (СМК) на первой стадии начинается с описания существующей деятельности организации, то есть «как есть», в формате организационно-функциональной модели. Наличие такого описания позволяет:
1) системно представить деятельность организации - однозначно зафиксировать все виды продукции и услуг, ключевые процессы деятельности в «свернутом» виде и существующую организационную структуру;
2) сопоставить деятельность организации с требованиями, содержащимися в стандарте ISO 9001:2008 и выявить области оптимизации структуры и функций.
Для органа государственной власти на первой стадии постановки менеджмента качества необходимо выполнить:
1) уточнение исполняемых данным органом государственных функций (создание реестра функций);
2) уточнение перечня оказываемых государственных услуг (создание реестра государственных услуг);
3) выявление и паспортизацию ключевых административных процессов, обеспечивающих работу органа власти.
После этого становится возможным проанализировать существующую организацию деятельности органа власти на предмет соответствия требованиям, содержащимся в стандарте ISO 9001:2008 и выявить области, требующие оптимизации.

На второй стадии развития СМК на предприятиях выполняется горизонтальное описание ключевых процессов - процессов создания продуктов и/или предоставления услуг. Кроме того, описываются базовые процессы в обеспечивающих функциональных областях управления (маркетинг, финансовое управление, логистика) и проводится первичная оптимизация процессов с применением стандартизованных техник.
В органах государственной власти на второй стадии развития СМК нужно выполнить описание всех процессов предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций в сфере ведения органа власти.

На третьей стадии развития СМК в сферу ее действия включаются процессы определения политики и целей, разрабатываются показатели оценки их выполнения, с помощью которых система процессов получает способность быстро изменяться согласно упреждающему стратегическому замыслу.

Особо следует отметить, что критерии и показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы их расчетные величины за анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: