менеджмент – это искусство и практика управления организациями и социально-экономическими процессами
Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами, например менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент. В рамках специального менеджмента возможны более детальное дробление с выделением все более специфических объектов управления. Так, например, в рамках муниципального менеджмента можно отдельно и более подробно рассматривать и изучать менеджмент переработки мусора (управление сбором и утилизацией бытовых отходов), в рамках финансового менеджмента - менеджмент наличности (управление денежными потоками, в частности изменением величины так называемого кэш-флоу).
Объектом общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Объектом специального менеджмента являются особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику последних. Кроме того, объектом специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процессов (например, финансовые потоки, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые инвестиционным менеджментом).
|
|
Предметом менеджмента являются экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях и другие составные части системы управления.
Функции и методы менеджмента
Функции менеджмента - это целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет. Все функции менеджмента взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой или некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной - присутствуют все функции менеджмента. В ряде случаев бывает полезно провести анализ того, насколько полно в управленческой деятельности выполняются все функции менеджмента. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно четко осуществляется целеполагание, в государственных организациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществляется должный контроль.
Методы менеджмента - это способы выполнения этих функций. Их можно классифицировать по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы; по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т.д. Обычно методы менеджмента различаются по содержанию: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.
|
|