Английская концепция свободы печати

1689 парламент принял Билль – док-т, кот. до сих пор играет роль конституции и з о печати. 1 параграф: если принят закон, король не вправе отменить его. Для ж-ов был самым важным 9 параграф: "Свобода слова, прений и всего, что происходит в парламенте, не м б поводом для преследования, предметом рассм-ия в суде и нигде кроме парламента".Билль о правах лег в основу англ концепции свободы печати. Ее отл особ-ти: 1). только парламент м регул-ть работу прессы; 2). отвергается контроль со стороны гос-ва и церкви; 3).экон свобода, т е газету могут издавать все, у кого есть идеи и деньги. Кроме того, именно в Билл появл-ся термин свобода слова. Парламент еще более полувека пытался сдерживать рост и влияние прессы экон методами, вводя различные налоги (например, штемпельный налог,налог на бумагу,объявления).После 1689 в Англии появилось больш кол-во нов период изданий, среди кот особ-ое место занимала полит пресса.

Английская концепция: близка к американской, но в The Bill of Rights говорится, что Парламент имеет право влиять на СМИ, и СМИ должны подчиняться решению Парламента. Кроме того, Парламент назначает комиссии, которые контролируют деятельность СМИ. 4 комиссии (их деятельность рассматривает Heritage Department - по культурному наследию):

· по жалобам на радио (Radio Complaints Commission);

· по жалобам на прессу (Press Complaints Commission);

· по жалобам на рекламу (Advertising Complaints Commission);

· независимая комиссия по ТВ (Independent TV Commission) - рассматривает очень большое количество ТВ-программ, имеет право штрафовать каналы-нарушители на 500 тыс. $

Буржуазная революция (1640-1600 гг.) дала толчок развитию печати в Англии. Была упразднена Звездная палата (суд), что способствовало ликвидации контроля со стороны государства за печатными изданиями, из-за этого резко увеличилось число печатных изданий: книг, памфлетов, газет. Но в процессе революции был предпринят ряд мер, поставивших английскую печать в строгие рамки цензурного надзора: борьба между 4 политическими блоками (индепенденты, левеллеры, диггеры и пресвятореанцы) повлекла за собой усиление нападок на парламент, что спровоцировало восстановление цензуры. В 1641 г. был издан первый закон о печати <<Постановление палаты общин о воспрещении публикаций отчетов о заседаниях парламента>>, а в 1643 г. парламентом была введенa предварительная цензура. 1647 г. - парламентом установлена необходимость предварительного разрешения на печатание, а в 1649 г. - издан <<Акт о неразрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и лучшем упорядочении книгопечатания>>, повторявший и ужесточавший прежние запреты.

Одним из первых против цензуры выступил Джон Мильтон, в 1644 г. – он написал памфлет <<Ареопагетика>>. Блестяще используя приемы античной риторики, Мильтон направил основной пафос своего публицистического вступления в защиту свободы печатного слова и адресовал свою речь английскому парламенту, который он и сравнил с афинским ареопагом. Мильтон считает, что невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, имеет ли право произведение на жизнь, дать ему объективную оценку. Один человек не может судить о верности или пользе той или иной идеи. Поскольку идеи <<добра и зла произрастают одновременно>>, человек, по мнению Мильтона, должен познать и то, и другое, чтобы научиться отличать первое от второго и должен быть сам для себя цензором. <<Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство>>. Еще один важный момент в <<Ареопагитике>> - неизбежность столкновения цензуры с культурой: цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. Мильтон отстаивал право на свободу слова только для своего класса (среднего), а не для всех (не для низов). Мильтон считается основоположником буржуазной теории свободы печати, он заложил основы идеалистического понимания принципа свободы слова, на базе которых развивалась впоследствии буржуазная наука о журналистике.

Несмотря на то, что предварительная цензура не была отменена ни во времена английской революции, ни в правлении Кромвеля, ни в период Реставрации, <<Ареопагитика>> получила европейский резонанс и сохранила значение в последующие столетия. Теорию свободы печати, выдвинутую Мильтоном, развил Джон Лильбёрн (глава партии левеллеров). Ни Мильтон, ни Лильберн не рассматривали свободу печати как нечто абсолютное: Мильтон признавал необходимость ограничения для папистских сочинений и клеветнических изданий, а Лильберн выдвигал ограничения на свободу слова для роялистов.

В 1688 году, когда династия Стюартов была свергнута и началась либерализация жизни в Англии, начался быстрый рост количества и тиражей газет.

1689 г. - парламент принял <<Билль о правах>>, который установил конституционные ограничения королевских прав и сыграл огромную роль для установления свободы печати. Памфлетная публицистика стала мощнейшим оружием во время революции и во многом предопределила ее исход.

Итоги. Английская революция побудила к развитию печати – качественной и количественной. Философский аспект теории естественного права и общественного договора имеет широкое распространение. На этой теории основаны работы Руссо и Гоббса (они оказали огромное влияние на формирование мировоззрения участников буржуазных революций). Памфлетная публицистика Мильтона, Лильберна и Уинстенли. Они являлись противниками монархии и сторонниками парламента а источником власти считали народ (как и Руссо), то есть требовали политического и экономического равенства. 1641 – первый закон о контроле печати, в 1643 – новое ограничение свободы печати, в 1647 – третий запрет, 1649 – ужесточение прежних запретов. Мильтон и Лильберн выдвигают требования о свободе печати.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: