Франция

France-Press (Agence Havas) 1835 самое старое агентство, Шарль Луи Гавас

Концерн Эрсан (группа газет, в том числе “Фигаро”, Франс суар”);

Дель Дуко (группа изданий для женщин и детей);

Ашетт - старейшая издательская группа, сотрудничает с Рупертом Мердоком;

Экспасион - группа изданий с привлечением американского капитала.

США:

Assosiated Press с 1848

UPI - United Press International 1907

Блумберг с 1981

Транснациональные корпорации:

Концерн Роя Томпсона: газеты Канады, Великобритании, стран Африки;

Руперт Мердок: австралийские СМИ, Великобритания, США, комп. “ХХ век фокс”

Корпорация Теда Тернера (Великобритания и США)

Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.

Концерны. Серые кардиналы. Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформировалось несколько десятков настоящих медиа-империй. По данным американского ученого Бена Багдикяна, в 1982 году половину мирового рынка СМИ контролировали 50 крупных корпораций. В 1987 году их чисо сократилось до 29, в 1993 - до 20. Сейчас этих корпораций 17, а их обороты достигают поистине астрономических цифр. Все владельцы медиа-империй входят в список самых богатых людей мира, регулярно публикуемый журналом "Форчун". Лихорадка слияний началась в конце 80-х. В рекордном 1995 году было заключено 243 сделки на общую сумму в 93 млрд долларов. Сейчас этот процесс пошел на спад. Скорее всего, потому, что сливаться уже просто нечему. Рынок поделен. Самым богатым медиа-магнатом считается американец австралийского происхождения Руперт Мердок, контролирующий окло 16% всего мирового рынка прессы; общий капитал ео медиа-империи оценивается в 40 млрд долларов. То, что не успел купить австралиец, поделено между немцем Шпрингером, французом Эрасаном, англичанином Максвеллом и итальянцем Берлускони. Каждый из них контролирует примерно четвертую часть пресс-рынка своей страны. Обороты таких концернов достигают нескольких сотен миллионов долларов в год. Каждый из медиа-магнатов при желании мог бы в течение нескольких лет лично выплачивать России сумуу, равную всему бюджету страны на 1999 год. Разумеется, газеты и цензура нужны магнатам не сами по себе. Каждый из них так или иначе стремится влиять на мировую политику. Чаще всего императоры правят исподтишка - как Руперт Мердок, например. Но некоторые из них идет и в открытый бой. Сильвио Берлускони в 1994 году стал премьер-министром Италии. Правда, в 1998 году его приговорили к 6 годам тюрьмы за коррупцию и взяточничество.

Самый известный из медиа-магнатов, австралиец Руперт Мердок, только в США контролирует восемь телеканалов, право на трансляцию НХЛ и НФЛ, многочисленные станции кабельного ТВ, киностудию "20 век -Фокс", газету "Нью-Йорк пост", журнал "ТВ-гайд". Ему принадлежит около десяти английских газет и 21 издание на родине, в Австралии. Недавно Мердок приобрел права на издание электронной версии китайской газеты "Женьминь Жибао". По слухам, собирается купить значительный пакет акций ОРТ.

США

В 92-93 процесс концентрации замедлился из-за спада в экономике 90г. Уменьшалось число городов, где издавались бы конкурирующие газеты. На газетном рынке США доминируют 10-15 крупнейших корпораций. Ганнет компани - Ю-ЭС-Эй Тудэй, Детройт ньюс и др. Найт Риддер инк. - Филадельфия инкуайер, Майами геральд и др. Тайм мирроу компани - Л-А Таймс, Доу Джонс компани - Уолл-стрит, Н-Й Таймс комп. - Н-Й Таймс, Херст корпорейшн - С-Фр хроникс и др.

Ньюс корпорейшн Мэрдока уже не значится среди крупнейших газетных компаний, т.к. Мэрдок еще в нач.80-х сменив приоритеты в отношении СМИ и сделав ставку на ТВ, продал принадлежавшие ему в стране газеты и в 93 вновь приобрел Н-Й пост, кот.продал в 88г. Зато Мэрдок купил единственный спутник, вещающий на всю Азию. Тайм - уорнер - первое место среди крупнейших журнальных корпораций+ кино, телестудии,книги и прочая мура - ТНК (50% акций у Т, 25 - у Тошибы, 25 - у Ито, японцы).

Многоотраслевые концерны и "цепные" монополии

Пример "Таймс" — наглядная иллюстрация того, как трудно даже самой авторитетной газете не быть вовлеченной в "цепную реакцию" слияния капиталов. В Великобритании процесс монополизации прессы в отличие от США определяется той особенностью, что столичные (или, как их называют, национальные) СМИ обслуживают читателей по всей стране. английская печать оказалась практически поделенной между четырьмя монополиями (их продукция включает не только газеты, но и книги). Общая сумма капиталов этих монополий — свыше 200 миллионов фунтов стерлингов — превышают капиталы всех остальных газетных издательств, вместе взятых.

В США репутацию одного из родоначальников семейных монополий имеет концерн Херста, созданный в конце 19 века. До второй мировой войны имя Херста было символом мощи пропагандистских средств, сконцентрированных в одних руках, впоследствии размеры империи Херста несколько поубавились. В собственности Уильяма Рандольфа Херста-младшего сейчас находится 11 ежедневных газет, две воскресные газеты и одна еженедельная газета (совместно со Скриппс-Говардом). Общий разовый тираж газет Херста достигает 6 миллионов экземпляров.

Концерн Скриппс-Говарда в США имеет даже более старинную родословную, чем херстовский. У его истоков стояли Э.Скриппс, основавший в 1878 году "газету-копейку" в Кливленде. После смерти Скриппса в 1983 году руководителем треста стал его партнер Говард. Сыновья обоих миллионеров по-прежнему занимают руководящие посты в этом концерне. В их владении — 18 газет, в том числе "Вашингтон дейли ньюс". Общий разовый тираж газет Скриппс-Говарда превышает 3.5 миллиона экземпляров. Кроме того, концерну принадлежит 3/4 акций одного из крупнейших информационных агентств США — "Юнайтед пресс интернешнл".

В США ежедневно печатается 60 миллионов экземпляров газет. Американская пресса имеет ту особенность, что в разных районах страны массовый читатель обращается не к столичным газетам или к газетам, выпускаемым в каком-нибудь крупном коммерческом центре, а к "своей", местной прессе. Для жителей штатов главным источником новостей служат те 1749 ежедневных газет, которые выходят в разных пунктах страны. Поэтому наряду с концентрацией газет крупных городов в руках магнатов первой величины в штатах наблюдалась следующая картина постепенного перехода большого числа местных газет в руки больших и малых (в том числе семейных) трестов.

В ФРГ наиболее крупным владельцем СМИ является Аксель Шпрингер, начавший свою деятельность на этом поприще в 1946 году с издания небольшой газеты "Нордвестдойче Хефте". В том же году он получил лицензию на издание иллюстрированного еженедельника "Хёр цу". В 1962 году его тираж превысил 4 миллиона экземпляров. Первая ежедневная газета Шпрингера вышла в 1948 году — "Гамбургер Абендблатт". Более широкую известность получила вышедшая в 1952 году ежедневная "популярная" газета "Бильд", созданная по образцу американских и английских "газет-копеек". В 1953 году Аксель Шпрингер купил "на корню" издательство "Вельтферлаг". В результате он стал владельцем "солидной" прессы: ежедневной газеты "Ди Вельт", еженедельника "Ди Вельт ам Зоннтаг", а также дюссельдорфской "Миттаг". В 1954 году Шпрингер стал владельцем еженедельника "Бильд ам Зоннтаг", позднее — субботней газеты "Дас нойе Блатт", журналов "Квик" и "Ревю". Разовый тираж всех изданий Шпрингера равен примерно 15 миллионов экземпляров. Практически 9/10 тиража ежедневных "надрегиональных" газет, а также 4/5 тиража воскресных газет контролируется Шпрингером.

Во Франции одним из примеров "цепного" бизнеса может служить концерн Чино дель Дука, в руках которого находится ежедневная газета "Пари-жур", около десятка еженедельных и ежемесячных журналов для женщин и молодежи, кинокомпания и ряд книжных фирм. Монополия Эмильена Амори контролирует ежедневную газету "Паризьен либере". 4 еженедельника, 2 периодических издания, 2 провинциальных газеты и спортивную газету "Экип".

Особняком среди крупных монополистов стоят концерны, созданные путем совместного вклада капиталов несколькими монополистами. В США к этой категории относятся концерны печати "Макгроу Хилл паблишинг компани" и "Маккол корпорейшн". Во Франции основным примером концерна, созданного путем совместных капиталовложений нескольких крупных монополистов, является трест " Ашетт ", который захватил монополию на продажу газет и книг. Часть капиталов этого треста принадлежит "Банку де Пари э де Пэи-Ба", а также инвесторами из группы Ротшильда. После второй мировой войны правительство было вынуждено было реорганизовать трест, с тем чтобы замаскировать факт монополизации распространения печати. Было создано кооперативное общество "Нувель Мессажери де ла пресс паризьен". На долю треста "Ашетт" осталось 49% капитала "Нувель Мессажери де ла пресс паризьен". Всего в руках этого треста находятся акции около 30 французских газет. К этому основному бизнесу треста "Ашетт" следует также прибавить его соучастие в различных предприятиях рекламы, кино, радио, телевидения, книжной торговли, в издательствах, типографиях, на писчебумажных фабриках.

Побочные монополии

Классический пример того, как монополия прессы стала побочной монополией промышленности — американская телерадиокомпания Эн-Би-Си ("Нэшнл бродкастинг корпорейшн"). Еще в тридцатые годы фирма по производству радиооборудования RCA основала на свои капиталы радиовещательную станцию. Впоследствии, начав массовое производство телевизоров, она захватила ведущие позиции также в трансляции телевизионных передач через передатчики NBC. От этой компании зависит свыше 200 местных телекомпаний. В то же время RCA неуклонно расширяла свой основной бизнес, получая огромные доходы от продажи военному ведомству электронного и другого оборудования. Аналогичные примеры врастания финансово-промышленного капитала в сферу СМИ прослеживается и в других странах.

Возникновение и развитие транснациональных корпораций.

Здесь, товарищи, общей информации почти нет, так что будем отвечать на конкретном примере акулы капитализма Мэрдока (даром он, что ли самую крупную ТНК сотворил!?).

Компания Мэрдока — крупнейшая в мире транснациональная корпорация, вторгшаяся на американский рынок. Хотя она остается зарегистрированной в Австралии, хозяин ее принял американское подданство и руководит своим глобальным бизнесом из Нью-Йорка. Владения в США дают Мэрдоку более половины всех доходов, а местное отделение корпорации, "Ньюс Америка", числится среди крупнейших информационно-пропагандистских корпораций страны.

Мэрдок начинал не на пустом месте. Его отец был издателем, но, когда в 1952 г. сэр Кэйт умер, он оставил в наследство сыну, студенту Оксфорда, только две газеты: вечернюю "Ньюс" в Аделаиде и воскресную в том же городе. Спустя несколько лет сын занялся телевидением, в конце 50-х купил еще одну газету "Сидней дейли миррор", а в 1964 г. основал первую общенациональную австралийскую газету "Острэлиэн". В середине 60-х он проник в средства массовой информации соседней Новой Зеландии, а в конце десятилетия - Великобритании.

Его появление на американском континенте в 1973 г. ознаменовалось покупкой двух газет в Техасе, "Сан-Антино экспресс" и "Ньюс", которые он объединил. Годом позже он начал выпускать общенациональную еженедельную газету "Стар",спустя еще два года приобрел одну из старейших и крупнейших американских газет "Нью-Йорк пост", а в 1977 г. присоединил к ним еженедельную газету "Вилледж войс" и журнал "Нью Уэст". 80-е гг. были ознаменованы масштабным проникновением в теле- и кинобизнес, а также в книгоиздательское и журнальное дело. В Соединенных Штатах практически нет такой сферы массовой информации, где бы не присутствовал Мэрдок. В 1985 г. он принял американское гражданство, поскольку по закону США иностранец не может быть владельцем телевизионных станций.

В 80-е гг. он вновь расширяет свои владения в Европе, очень существенно - в Австралии, а также продвигается в Азию, в Гонконг. Он покупает убыточные предприятия и делает их прибыльными.

В Соединенных Штатах Мэрдок играет заметную роль в книгоиздательском и журнальном бизнесе, но особенно в телевидении. Мэрдок поставил перед собой цель создать четвертую общенациональную телесеть, которая бы конкурировала с Эй-би-си, Эн-би-си и Си-би-эс.

В основе плана Мэрдока лежало два главных компонента: покупка кинокомпании "ХХ век - Фокс" и шести телевизионных станций группы "Метромедиа" в крупных городах - Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и т.д. - к которым он присоединил еще одну, в Бостоне.

В 80-е годы позиции трех гигантов несколько колебались в связи с диверсификацией телевизионного вещания: получило широкое развитие множество каналов и программ кабельного телевидения, платное, подписное, новые независимые станции, и в связи с этим возможность выбора для зрителей многократно расширилась. Но увеличение числа каналов и возросший спрос породил и дефицит программ. В то же время на телесетях несколько осложнилось и положение с рекламой. Многие считали, что в этой ситуации, когда три сети испытывают отток и зрителей, и рекламы, затевать создание четвертой - бессмысленно. Но у Мэрдока на этот счет было другое мнение: "Люди все меньше и меньше испытывают привязанность к существующим станциям и сетям. У нас есть возможность утвердиться и завоевать аудиторию".

Главную ставку Мэрдок делал на то, что с увеличением числа независимых станций обострился спрос на телепрограммы. Для независимых станций заполнение эфира - это проблема, особенно если учесть возросшую конкуренцию. Так что в этом плане рассчет Мэрдока был правильным: программная компания "Фокс" нашла своих подписчиков.

Формально станции-филиалы "Фокс" охватывают 80% всей телеаудитории. Но из-за слабого сигнала многих из них эта цифра ниже. В сеть вложили 150 млн. долл. и, по рассчетам, она начнет окупаться через три-пять лет. По оценкам информированных источников в самой индустрии, только за каждый воскресный вечер компания теряет от 1 до 1,5 млн. долл. Но убытки не пугают Мэрдока. Даже если сеть убыточна, то те семь станций, которые принадлежат "Фокс", прибыльны, многие их программы имеют достаточно высокие рейтинги. Перераспределяя стоимость программирования с собственных станций на сеть и одновременно повышая рейтинги передач, компания существенно повышает норму прибыли.

Как бесплатные программы привлекают к "Фокс" независимые станции, так 20%-ая, по сравнению со ставками сетей, скидка влечет рекламодателей, а чтобы компенсировать потери от низких тарифов, компания ежечасно отводит рекламе дополнительную минуту. Формальное отсутствие статуса сети даже удобно, поскольку освобождает от некоторых ограничений, налагаемых на сети.

При всем ее самостоятельном значении четвертая сеть — это только элемент, хотя и весьма важный, транснациональной телевизионной системы Мэрдока. Ведь если программы "Фокса" завоюют популярность, то их смогут увидеть во многих странах мира - во всяком случае, технические возможности для этого существуют. Программы, которые делает "ХХ век - Фокс", могут передаваться прямо из голливудских студий компании станциям "Фокс" в Соединенных Штатах и одновременно через спутники связи на систему "Скай чэннел" для распространения в Европе и в Австралии.

Транснациональная система телевизионной информации Мэрдока дополняется широко развитой сетью газет. Он контролирует 67% процентов разового тиража. В Англии это несколько крупных газет разных типов, как серьезные, так и бульварные: "Таймс", "Санди таймс", "Стар", "Ньюс оф зе уорлд", "Сан", "Тудэй". В Гонконге он издает крупнейшую ежедневную газету региона "Саут Чайна морнинг пост", в США -"Бостон геральд" и "Сан-Антонио экспресс-ньюс".

Обращает на себя внимание многочисленность переплетений капиталов Мэрдока с капиталами предпринимателей из других стран. Иногда покупка небольшого (для начала) пакета акций может означать создание плацдарма для последующего захвата компании целиком, но и в тех случаях, когда собственность остается совместной, это чрезвычайно важная тенденция развития, означающего создание транснациональной системы СМИ стран в ГМК.

Большинство изданий, попадавшие в руки Мэрдока, желтели. Типичной желтой газетой он сделал либеральную, респектабельную "Нью-Йорк пост". Лондонская "Таймс" также потеряла свою репутацию самой уважаемой английской газеты, и тираж ее, который сначала увеличился на половину, затем упал, поскольку серьезных читателей она перестала удовлетворять. То же самое можно сказать и о большинстве австралийских изданий.

Как вообще строится финансовая деятельность корпорации, за счет чего обеспечивается такой быстрый рост?

Хотя Мэрдок управляет своими владениями из Нью-Йорка, "Ньюс корпорейшн" как деловое предприятие остается зарегистрированной в Австралии. Стандарты ведения отчетности, которыми пользуются австралийские компании, гораздо более либеральны, чем те, которым подчиняются фирмы США, и потому первые имеют возможность выше оценивать свои активы. Это позволяет "Ньюс корпорешйшн" получать более крупные займы и легче поглощать новую собственность.

Мэрдок контролирует через частный семейный трест и лично около половины акций компании, что позволяет ему единолично руководить ею, отвечая, главным образом, перед собой и перед своими кредиторами. Небольшое количество акций продается на биржах Сиднея и Лондона, а также на Нью-Йоркской фондовой бирже. Транснациональный характер корпорации отражается не только в ее географии, но и в том, что в годовом финансовом отчете все данные приводятся в трех видах валюты: австралийских и американских долларах и английских фунтах.

Финансовый гений Мэрдока проявляется не только в том, что и как он покупает, но и в его операциях по продаже, когда он разгружает свою империю от того, что ей не очень нужно, и выручает средства для финансирования других сделок. Ради приобретения газетной группы "Геральд энд Уикли тамс" (ГУТ), в результате которого он становился практически монополистом на газетном рынке Австралии, он продал свои две телевизионные станции в этой стране за очень высокую цену (1,4 млрд. долл.).

Мэрдок финансирует свои приобретения путем краткосрочных и среднесрочных кредитов, которые он берет в банках по всему миру. Банки охотно предоставляют Мэрдоку эти кредиты, поскольку обеспечение их более чем солидное - предприятия "Ньюс корпорейшн". В Австралии для финансирования поглощения ГУТ он занял на короткое время у банков 710 млн. долл., а для погашения этого долга продал телестанции.

"Ньюс корпорейшн" принадлежит более 150 предприятий в средствах массовой информации на четырех континентах. Ее интересы простираются практически во все сферы информационнопропагандистской индустрии, но на первом месте по прибылям остаются газеты: 43% в середине 80-х годов, производство и распространение фильмов - 20%, телевидение - 14%, журналы - 12%, коммерческая печать - 2%, другая деятельность - 9%. По географическим регионам прибыли распределяются так: США - 47%, Великобритания - 40%, Австралия и Тихоокеанский регион - 13%.

Мэрдок в той или иной мере вмешивается в политику повсюду, где присутствует его компания, а особенно у себя на родине в Австралии. В свою очередь политики, как правило, идут ему навстречу, не желая ссориться с человеком, который чуть ли не единолично контролирует общественное мнение целой страны (ведь в Австралии предельно концентрирована печать, и компания Мэрдока является там безусловным лидером в этой области).

У Мэрдока немало совместных предприятий во многих странах мира, в том числе и с крупнейшими информационными монополиями. На паях с Си-би-эс он выпускает видеозаписи, с "Доу Джонс энд К" - журнал "Фар истерн экономик ревью", с французским трестом "Ашетт" - молодежный журнал "Скай" и т.д. Выпуски одного и того же журнала в разных странах не аналогичны, потому что простой перевод издающегося за границей журнала обычно не привлекает читателей. Остается, как правило, общая идея издания, его статей, но, в целом, это оригинальная публикация, приспособленная к местному рынку. Точно так же не "идут" в США австралийские телепрограммы: их приходится редактировать в соответствии с местными требованиями.

"Ньюс корпорейшн" заключила соглашения с правительством КНР о строительстве в Пекине делового центра, часть которого будет отдана для международного сотрудничества. Эти контакты Мэрдока с правительством КНР могут быть частью более широкого плана. В Гонконге корпорация уже издает четвертую по тиражу газету "Саут Чайна морнинг пост". Хотя газета англоязычная, 74% ее читателей - китайцы (при тираже 80 тыс. экз. ее читают 300 тыс. чел.). Мэрдок расценивал ее приобретение как долговременное стратегическое капиталовложение. Газета играет ключевую роль в важном финансовом центре, имеет прекрасную репутацию среди читателей и рекламодателей и приносит большие прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: