double arrow

Французское государство в XX – начале XXI вв

Политический режим Третьей республики в XX в. Франция вступила в XX век со стабильной республиканской формой правления, но нестабильной политической системой. Хотя Конституция 1875 г. предоставила президенту значительные полномочия, реально воспользоваться ими глава государства мог далеко не всегда. По сговору партий на президентский пост обычно подбирались незначительные и лишенные авторитета лица (были и редкие исключения: Р. Пуанкаре в 1913–1920 гг., А. Мильеран в 1920–1924 гг.). В результате президент не мог составить действенного противовеса главе правительства – председателю Совета министров, чей пост не был официально закреплен в Конституции, но на практике приобрел ведущее значение. Исполнительная власть во Франции оказалась сосредоточена в руках правительства, но не президента. Эта роль правительства была еще более усилена передачей ему части законодательных полномочий от парламента, а также возможностью издавать нормативные акты на основе собственных полномочий (доктрина регламентарной власти). Формально такие нормативные акты (декреты) носили подзаконный характер, но фактически приобрели силу законов. Несмотря на значительную власть, правительство во Франции было крайне нестабильным, оно зависело от воли парламента и часто отправлялось им в отставку. Для Третьей республики был характерен «режим собраний», при котором наблюдался сильный перекос в системе отношений между правительством и парламентом в пользу парламента. Отдельные кабинеты министров могли существовать всего несколько дней, лишаясь своих полномочий после первой же встречи с палатой депутатов. Тем не менее при частой смене кабинетов сам их состав менялся незначительно: одни и те же лица с завидным постоянством переходили из прежнего правительства в следующее, получая новые министерские портфели.

Еще в конце XIX в. во Франции установилась мажоритарная избирательная система. Выборы проводились в два тура. В первом туре следовало набрать абсолютное большинство голосов
(50% плюс один голос). Если не удавалось получить абсолютное большинство (которое в условиях многопартийной системы было труднодостижимым), то выборы проводились во втором туре, где достаточно было получить относительное большинство. В 1919 г. была предпринята попытка введения пропорциональной избирательной системы с некоторыми элементами мажоритарной, но такая смешанная система просуществовала лишь до 1927 г., когда была вновь восстановлена мажоритарная.

Прочные республиканские и демократические традиции, заложенные во Франции чередой революций конца XVIII – XIX вв., не позволили осуществиться авторитарным и националистическим тенденциям, которые дали о себе знать в начале 30-х годов XX в. Экономический кризис
и социальная нестабильность подпитывали возникновение профашистских и националистических организаций, самой значительной из которых стала лига «Боевые кресты» полковника де ля Рока. Однако в отличие от Германии фашисты во Франции натолкнулись на объединенное сопротивление левых сил. В 1936 г. к власти пришло правительство Народного фронта, созданного на основе союза партий социалистов, коммунистов и радикалов. Возглавил его лидер Социалистической партии (СФИО) Леон Блюм. Правительство провело в жизнь ряд антифашистских законов. Закон от 18 июня 1936 г. наложил полный запрет на деятельность военизированных фашистских организаций. Лига «Боевые кресты» была распущена. Другим законом была предоставлена амнистия политическим заключенным, подвергшимся репрессиям за участие в антифашистских демонстрациях
и столкновениях с фашистами. Правительство Народного фронта также стало осуществлять комплексную программу мер, направленных на улучшение положения трудящихся и усиление государственного контроля над экономикой. Были приняты законы о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках и коллективных договорах. Закон об отпусках впервые закрепил право трудящихся на отдых: каждый, кто проработал на предприятии не менее года, мог рассчитывать на двухнедельный отпуск за его счет. Важным был и закон о коллективных договорах, сохранивший в основном свое значение до сих пор. Коллективный договор должен был заключаться предпринимателем по требованию профсоюза. Договор включал в себя не только положения об условиях труда и заработной плате, но и призван был гарантировать свободу действий профсоюзной организации на предприятии. Правительству также удалось провести частичную национализацию военной промышленности и реорганизацию Французского банка: управление банком стал осуществлять генеральный совет, по большей части формируемый правительством. Это усилило государственное воздействие на экономику страны. Несмотря на определенные достижения, Народный фронт оказался неустойчивым объединением. Политические разногласия по разным вопросам, в том числе и по вопросу об отношении к невоенизированным фашистским организациям, привели к расколу среди союзников. В 1938 г. Народный фронт распался, а новое правительство отошло от его социально ориентированной политики.

Слабость и неустойчивость политической системы Третьей республики в значительной мере сделали Францию уязвимой перед лицом внешнего врага – нацистской Германии. Вступив во Вторую мировую войну в 1939 г., Франция потерпела жестокое поражение от гитлеровских войск в мае 1940 г. Страна подверглась немецко-фашистской оккупации.

Режим Виши. В условиях военного поражения к власти во Франции пришли силы, готовые сотрудничать с оккупантами. 16 июня 1940 г. председателем Совета министров был назначен старый маршал Филипп Петэн (1856–1951), который 22 июня заключил с Германией позорное Компьенское перемирие. По его условиям Франция была поделена на две части. Две трети северных и центральных департаментов (включая Париж) подлежали немецкой оккупации, одна треть на юге оставалась свободной и контролировалась французским правительством. Это правительство обосновалось в курортном городке Виши. Здесь 10 июля 1940 г. Национальное собрание передало все полномочия правительству Петэна «для выработки новой конституции». На другой день маршал объявил себя главой Французского государства. Во всех официальных актах Франция стала именоваться не «республикой», а «государством». Новое государство должно было быть основано на принципах «труда, семьи и родины». Формально Конституция 1875 г. не была отменена, но перестала действовать. Ее фактически заменили 13 конституционных актов, другие законы и декреты правительства. Пост президента Республики был упразднен, а Петэн по конституционному акту № 2 от 11 июля 1940 г. наделялся всей полнотой исполнительной и законодательной власти. Он мог назначать и сменять министров, ответственных только перед ним, назначать других должностных лиц государства, промульгировать законы, распоряжаться вооруженными силами. Ему принадлежало право помилования. Согласно конституционному акту № 3 от того же числа, Сенат и палата депутатов не должны были созываться впредь до нового распоряжения, сделанного с согласия главы государства. Другие конституционные акты вводили порядок передачи власти «наследнику» главы государства и порядок принесения присяги Петэну государственными служащими и военными.
В результате в свободной зоне Франции утвердился режим монократии, предполагавший сосредоточение всей власти в руках одного лица. В политике правительство Петэна придерживалось идей национализма и корпоративизма и проводило открытый коллаборационистский курс в отношении гитлеровской Германии. В стране стали набирать силу полицейские репрессии, создан орган, аналогичный германским СС – милиция. Как выразился Петэн, «нацистский идеал – это наш идеал». Впрочем, правительство Третьего рейха не было склонно слишком доверять своим француз-ским «союзникам». В 1942 г. в ответ на высадку англо-американских войск в Северной Африке
(в колониях, контролировавшихся вишистами) немецкое командование оккупировало южную зону во Франции. Режим Виши был лишен и той тени суверенитета, которой он обладал раньше.

Как реакция на оккупацию страны во Франции и за ее пределами возникло движение Сопротивления. Его лидером за границей стал генерал Шарль де Голль (1890–1970). Он основал в 1940 г. в Лондоне организацию «Свободная Франция», которая заявила о продолжении борьбы с гитлеровской Германией за освобождение страны (с 1942 г. она стала называться «Сражающаяся Франция»). «Свободной Франции» удалось установить контроль над рядом французских колоний, создать Совет обороны империи. В сентябре 1941 г. был образован Французский национальный комитет (ФНК), а в июне 1943 г. в Алжире был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО) во главе с де Голлем. Страны – участники антигитлеровской коалиции признали его в качестве официального правительственного органа Франции. Для координации действий всех антифашистских сил на территории Франции в мае 1943 г. был также учрежден Национальный совет Сопротивления (НСС), в который вошли представители 16 основных организаций Сопротивления (включая Коммунистическую и Социалистическую партии). Перед началом высадки союзных войск антигитлеровской коалиции в Нормандии, 2 июня 1944 г. ФКНО объявил себя Временным правительством Французской республики. В результате совместных действий союзных войск и сил внутреннего французского Сопротивления осенью–зимой 1944 г. вся страна была освобождена от немецких войск. Петэн и члены его правительства были вывезены гитлеровцами на территорию Германии, но затем все равно предстали перед французским правосудием. В 1945 г. маршал был приговорен к смертной казни, замененной по решению де Голля пожизненным тюремным заключением.

Четвертая республика. Временное правительство во главе с де Голлем осуществляло руководство страной в период 1944–1946 гг. Оно провело ряд важных социальных реформ. Во Франции была введена единая государственная система социального страхования, предоставлено право на пенсионное обеспечение по старости (с 65 лет), по инвалидности, на пособия по безработице, болезни, беременности, на рождение и содержание детей. Впервые в истории страны женщины получили избирательные права (1944 г.).

Для эпохи временного режима было характерен рост политического влияния левых партий. Это предопределило, в конечном счете, уход в отставку де Голля, приверженца консервативных взглядов. Влиянием левых партий можно также объяснить особенности проекта новой конституции, утвержденного Учредительным собранием в 1946 г. Проект предусматривал парламентскую форму правления с чисто декоративной фигурой президента и первоначально с однопалатным парламентом (верхняя палата всегда считалась оплотом консерватизма). Несмотря на протесты правых партий, радикалов и популярной католической партии «Народно-республиканское движение» (MRP), проект был вынесен на референдум в мае 1946 г. Во время голосования он был отклонен большинством в 53%. Поэтому было созвано второе Учредительное собрание и выработан второй проект конституции. В нем была сохранена форма правления, но внесено положение о двухпалатном парламенте. Референдум, проведенный в октябре 1946 г., одобрил этот новый проект. Конституция, состоявшая из преамбулы и 106 статей, была обнародована 27 октября.

Конституция 1946 г. в своей преамбуле содержала широкий пакет социальных гарантий. Подтверждая права и свободы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она добавляла к ее положениям право на труд (и обязанность работать), право на отдых, на социальное обеспечение, на забастовки, на коллективное определение условий труда и участие в управлении предприятием, право на доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре. Государство обязывалось обеспечить организацию бесплатного и светского образования всех ступеней. Основной закон также гарантировал равные права женщин и мужчин. В плане организации государственной власти Конституция предусматривала создание двухпалатного парламента, состоявшего из Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось населением прямыми выборами на 5 лет. Совет республики избирался косвенным путем на 6 лет
с обновлением состава наполовину каждые три года. Палаты имели неравные полномочия. Основным законодательным органом являлось Национальное собрание, Совет республики правом принятия законов не обладал. Он мог лишь отсрочить принятие закона и предложить к нему поправки, которые Собрание имело право отвергнуть. Совет министров формировался с одобрения Национального собрания и нуждался в его доверии. «Резолюция порицания», принятая в Собрании, влекла за собой отставку правительства. Однако и Совет министров мог настоять на роспуске Национального собрания и назначении новых выборов, если в течение 18 месяцев произошло два министерских кризиса. Конституция запрещала делегирование законодательных полномочий от Собрания Совету министров, что ослабляло влияние правительства в законодательной сфере. Правительство обладало основными полномочиями в сфере исполнительной власти. Президент Республики большой роли не играл. Он избирался парламентом на 7 лет (с правом однократного переизбрания) и в основном обладал представительскими функциями. Все акты президента подлежали контрасигнации членами правительства, которые должны нести ответственность за действия президента. Сам же президент освобождался от политической ответственности.

В дальнейшем государственный строй Четвертой республики претерпел некоторые изменения. Пропорциональная избирательная система, установленная в 1946 г. (в подобие реформы 1919 г.) просуществовала недолго: в 1951 г. была полностью восстановлена мажоритарная система. Конституционная реформа 1954 г. значительно расширила полномочия Совета республики: он приобрел практически равные законодательные права с Национальным собранием. Но по-прежнему правительство было ответственно только перед Собранием. Вопреки требованию Конституции 1946 г. широкое распространение приобрела практика делегированного законодательства. Однако серьезного пересмотра конституционных принципов не произошло. В условиях многопартийной системы наличие широких прав у парламента и ограниченных полномочий у исполнительной власти приводило к постоянным правительственным кризисам. С 1946 по 1958 гг. в Республике сменилось 24 правительства, некоторые из них существовали только три дня. Четвертая республика повторяла печальный опыт Третьей республики. А между тем возникла потребность в сильной исполнительной власти. Конституция 1946 г. провозгласила создание на месте колониальной империи Французского союза, состоявшего из метрополии, заморских департаментов, заморских территорий и при-соединившихся территорий и государств. Несмотря на обещанные гарантии равенства прав всех народов, входивших в Союз, в ряде колоний развернулось национально-освободительное движение против Франции, страна ввязалась в кровопролитную и бесперспективную войну в Индокитае и в Алжире. Слабость и неспособность правительства метрополии стала вызывать недовольство в офицерских кругах. В мае 1958 г. в Алжире начался мятеж французских ультраколониалистов и военных. Для Французской республики возникла реальная угроза установления военной диктатуры: мятежники собирались высадить парашютный десант под Парижем и силой взять власть. Во имя спасения Республики к власти был вновь призван генерал де Голль: 1 июня 1958 г. его правительству были переданы чрезвычайные полномочия сроком на полгода для разработки новой конституции.

Пятая республика. Проект, разработанный членами Государственного совета и одобренный Правительственным комитетом под председательством де Голля, был вынесен на референдум в сентябре 1958 г. и получил народную поддержку. Конституция Пятой республики(из 92 статей) вступила в силу 4 октября 1958 г. Она создавала во Франции совершенно новую государственную организацию, в корне отличную от режимов Третьей и Четвертой республик. На первом месте в структуре власти находился президент, на втором – правительство и только на третьем – парламент. Президент, избираемый на 7 лет коллегией выборщиков (но не парламентом), наделялся очень широкими полномочиями. Часть из них он мог осуществлять единолично, без контрасигнатуры членов правительства, а именно: назначать премьер-министра (главу правительства), распускать Национальное собрание, передавать законопроекты на всеобщий референдум, при необходимости осуществлять чрезвычайные меры. По предложению премьера президент также назначал членов правительства; президент мог председательствовать в Совете министров, в высших советах
и комитетах национальной обороны; возглавлял Высший совет магистратуры (орган для управления судами). Он являлся главой вооруженных сил. Президент обладал правом вето в отношении законов, принятых парламентом, и правом их промульгации. Он представлял Республику на международной арене и обладал важными прерогативами в сфере внешней политики. Первым президентом Пятой республики в декабре 1958 г. был избран Шарль де Голль.

Правительство было ответственно перед парламентом и могло быть отправлено им в отставку. Оно наделялось правом издавать акты делегированного законодательства (ордонансы)
и акты регламентарной власти на основе собственных полномочий (декреты). Право принятия законов принадлежало парламенту, состоявшему из двух палат: Национального собрания, избираемого всеобщим и прямым голосованием на 5 лет, и Сената, избираемого косвенными выборами на 9 лет с обновлением трети состава каждые три года. Депутатом Национального собрания мог стать лишь гражданин, достигший 23 лет, сенатором – 35 лет (такие же нормы существовали для членов палат в Четвертой республике). Национальное собрание представляло население, Сенат обеспечивал представительство территориальных коллективов Республики. Финансовые права парламента были ограничены: если в течение 70 дней финансовый законопроект не утверждался парламентом, правительство само могло ввести его в действие ордонансом.

Для осуществления конституционного контроля над законодательством, надзора за правильностью проведения референдумов и правильностью избрания президента, депутатов и сенаторов учреждался Конституционный совет. Он был составлен из 9 советников, равно назначаемых президентом и председателями обеих палат, и бывших президентов Франции. Решения Совета обжалованию не подлежали.

Конституция 1958 г. вводила во Франции смешанную форму правления. Учитывая значительный объем президентских полномочий, Пятую республику стали называть суперпре-зидентской, в науке же данная форма правления чаще всего обозначается как полупрезидентская республика, поскольку она сочетает в себе черты президентской и парламентской республик.
В дальнейшем в конституционном строе Франции произошли некоторые изменения. Желая еще более усилить президентскую власть, де Голль добился в 1962 г. принятия поправки к Конституции, установившей прямые выборы президента от населения. (В 1965 г. он был переизбран на этот пост уже по новым правилам, но досрочно ушел в отставку в 1969 г.) В 1974 г. ценз для активного избирательного права был понижен с 21 года до 18 лет. В 2000 г. был установлен 5-летний срок президентских полномочий, в 2003 г. – 6-летний срок полномочий сенаторов.

В конце XX – начале XXI вв. Франция являлась активным участником процесса общеевропейской интеграции. В 1991 г. по инициативе Франции и ФРГ в г. Маастрихт (Нидерланды) было созвано совещание, на котором принято историческое решение о создании политического, экономического и валютного Европейского союза. Члены союза обязывались проводить согласованную политику в сфере международных отношений, экономики, безопасности, правосудия, образования, охраны окружающей среды. Было предположено введение единого европейского гражданства и единой валюты – евро. Каждая страна сохраняла свои органы власти, но наряду с ними должны действовать наднациональные органы Евросоюза: Европейский парламент, Совет министров Европы, Европейский суд, Европейский банк и Счетная палата. Маастрихтский договор был торжественно подписан 7 февраля 1992 г., что положило начало новому конфедеративному союзу на территории континента. Франция стала одним из самых влиятельных его членов (наряду с ФРГ
и Великобританией). В текст ее Конституции был внесен специальный раздел, посвященный Евросоюзу.

Самой грандиозной кодификацией в истории французского права стала кодификация, осуществленная в эпоху Наполеона. Тогда были приняты знаменитые Пять кодексов (Cinq Codes).
В 1804 г. вышел в свет Гражданский кодекс французов (Кодекс Наполеона), в 1806 г. издан Кодекс гражданской процедуры (Гражданско-процессуальный), в 1807 г. – Торговый кодекс, в 1808 г. – Кодекс уголовного расследования (Уголовно-процессуальный), в 1810 г. его дополнил Уголовный кодекс. Наибольшей известностью среди них пользуется Кодекс Наполеона, который с определенными изменениями и дополнениями действует во Франции до сих пор. Он оказал сильное воздействие на формирование гражданского законодательства во многих странах мира.

10.1. Кодекс Наполеона
(Гражданский кодекс французов 1804 г.)

История создания и источники Кодекса Наполеона. Комиссия для работы над кодексом была учреждена в 1800 г. В нее вошли известные юристы Франции: Порталис, Тронше, Мальвиль и Биго де Преамно. Главными авторами кодекса стали Порталис и Тронше. За четыре месяца проект был составлен, далее прошел обсуждение в высших судах, рассмотрен в Государственном совете при участии самого первого консула. По порядку принятия законов он должен был быть обсужден также в Трибунате и принят в Законодательном корпусе. Однако здесь проект натолкнулся на серьезную оппозицию: многие его положения были сочтены не соответствующими революционным изменениям в праве. Наполеон поэтому отозвал проект кодекса. Проведя затем в 1802 г. реформу Трибуната и исключив из него оппозиционеров, первый консул вновь внес проект на обсуждение. Теперь препятствий уже не возникло: в течение года с марта 1803 г. по март 1804 г. титулы (главы) кодекса были приняты в виде отдельных законов, а 21 марта 1804 г. объединены под общим названием Гражданский кодекс французов. Учитывая большую роль Бонапарта в подготовке и принятии кодекса, в 1807 г. ему было присвоено название Кодекс Наполеона.

В составе Кодекса 36 титулов, включающих 2 281 статью. Первый титул вводный, остальные соединены в три книги. Расположение правовых норм в книгах строится по римской институционной схеме (взятой из Институций Юстиниана): лица – вещи – наследование – обязательства. Поэтому в первой книге речь идет о лицах, правовом положении физических лиц и брачно-семейных отношениях. Во второй – о вещах. Здесь приводятся нормы вещного права. В третьей –
о наследственном праве, имущественных отношениях между супругами, способах приобретения собственности, нормах договорного права. Римское влияние ощущается не только в расположении норм, но и в их содержании. Авторы Кодекса наиболее широко использовали римское право при создании статей, посвященных вещному и обязательственному праву. Оно является важным, но не единственным источником. Помимо римского права создатели Кодекса опирались на право кутюмов, особенно когда речь шла о семейном и наследственном праве. Поэтому в определенной степени Кодекс представляет собой компромиссное сочетание римского права, действовавшего на юге Франции, и кутюмного права, действовавшего на севере страны. Помимо этого были привлечены нормы канонического права: их воздействие ощущается в семейном праве Кодекса. Королевское законодательство повлияло на формирование норм, относящихся к дарениям и завещаниям. Закрепление же личных прав нашло опору в революционном законодательстве.

Субъекты гражданского права. Согласно Кодексу, любой француз пользуется гражданскими правами. Гражданская дееспособность наступает по достижении возраста в 21 год. Но полными гражданскими правами не обладают женщины и лица иностранного происхождения.
В качестве субъектов гражданского права Кодекс не признавал юридических лиц (данное понятие будет введено в него только в 1978 г.).

Вещное право. Согласно Кодексу Наполеона, все вещи делятся на движимые и недвижимые. При этом «имущества являются недвижимыми или по их природе, или в силу их назначения, или вследствие предмета, принадлежность которого они составляют» (ст. 517). Земельные участки и строения – это недвижимости по их природе. Предметы, помещенные на участок для его эксплуатации – это недвижимости в силу их назначения (например, инвентарь, семена, животные для обработки земли; пчелы в ульях и т.п.). К недвижимостям вследствие предмета, к которому они принадлежат, относятся: узуфрукт на недвижимые вещи; сервитуты или земельные повинности; иски, имеющие своей целью возвращение недвижимости.

Кодекс раскрывает понятие собственности через правомочия собственника. Он определяет, что «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами»
(ст. 544). В Кодексе, однако, речь идет не о частной собственности, но о собственности вообще, понимая данное право в самом широком и абсолютном значении. Собственник по этому праву может пользоваться и распоряжаться вещью вплоть до полного ее уничтожения. Но свобода права собственности не означает полной свободы: Кодекс вводит ограничения в защиту прав третьих лиц и интересов общества в целом. Ст. 545 предусматривает подобное ограничение в пользу общества: «никто не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение». Что касается интересов третьих лиц, то Кодекс, в частности, вводит ограничения по сервитутному праву. Под сервитутом понимается обременение, наложенное на имение в целях использования имения, принадлежащего другому собственнику. Так что в виде ограничения прав земельного собственника Кодекс запрещает возводить на своем участке сооружения, могущие нанести вред соседнему участку. (Например, нельзя строить плотину, из-за которой может остановиться мельница на участке соседа.) Вообще же собственник земли обладает правом возведения сооружений и эксплуатации недр своего участка: «собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу» (ст. 552). Собственность на недвижимые вещи требует предъявления доказательств правового титула, для собственности на движимое имущество такой необходимости нет. Основанием права собственности на движимую вещь является владение данной вещью. Поэтому в споре о праве на движимую вещь необходимо доказать недобросовестность владения вещью. Добросовестность же владения всегда предполагается. Разница между движимыми и недвижимыми вещами проявляется также в различном регулировании института опеки. Движимыми вещами опекун может свободно распоряжаться сам, а для распоряжения недвижимым имуществом требуется разрешение семейного совета или суда.

Обязательства. Кодекс не дает общего понятия обязательства, но в нем есть определение договора. «Договор есть соглашение, посредством которого одно лицо или несколько лиц обязываются перед другим лицом или несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо» (ст. 1101). Для действительности соглашения признаются существенными четыре условия:

1) согласие стороны, которая обязывается;

2) способность заключить договор; при этом неспособными к заключению договора признаются несовершеннолетние, лица, лишенные дееспособности, замужние женщины в случаях, предусмотренных в законе, и вообще все те, кому закон запрещает некоторые договоры;

3) определенный предмет, составляющий содержание обязанности;

4) дозволенное основание обязательства; основание является недозволенным, если оно запрещено законом, противно добрым нравам или публичному порядку.

Важным принципом договорных отношений является принцип незыблемости соглашений. Он сформулирован в ст. 1134: «соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил». Условиями отмены соглашения являются взаимное согласие сторон или причины, по которым закон разрешает отмену обязательства. Убыточность договора для одной из сторон, как правило, не опорочивает соглашения и не является основанием для отмены обязательства. (Только в некоторых исключительных случаях Кодекс допускает отмену соглашения, когда налицо явная невыгодность договора для одной из сторон.) Нарушение договора одной из сторон влечет за собой ответственность перед другой стороной в виде возмещения убытков этой стороне. Кодекс предусматривает различные виды договоров: купли-продажи, дарения, мены, найма вещей, работы или услуг, товарищества, ссуды, хранения, договор вероятной прибыли и договор залога.

Помимо обязательств, вытекающих из договора, возможны обязательства, вытекающие из причинения вреда, из деликта. В этом вопросе законодатель исходит из признания вины нарушителя. Нарушитель несет гражданско-правовую ответственность перед потерпевшим, если у него было намерение причинить ущерб или вред был причинен по причине небрежности или неосторожности.

Особым видом обязательства, признаваемым Кодексом, является натуральное обязатель-ство. Его суть заключается в том, что нельзя требовать его исполнения в судебном порядке, а если оно уже исполнено, то нельзя требовать возвращения исполненного. Например, обязательство дать приданое детям. Обязательство также может возникнуть непосредственно из закона в специально предусмотренных законом случаях.

Новеллы вещного и обязательственного права. В дальнейшем в гражданском праве Франции появились новые нормы (новеллы), которые заменяли или дополняли нормы Кодекса 1804 г. В частности были введены нормы, ограничивавшие права собственника. Законом 1810 г. было постановлено, что эксплуатация рудников и каменоломен возможна только через концессию (разрешение) от государства. Новелла была введена Наполеоном I в пользу промышленников, которые испытывали неудобства из-за спекуляций земельными участками, где были открыты полезные ископаемые. В XX в. в связи с развитием электрификации и воздухоплавания были введены новые ограничения. По законам 1919 и 1938 гг. требовалось получение концессии для использования энергии падающей воды; законы 1924 и 1935 гг. ограничивали право собственника земли на воздушный столб над участком: самолеты свободно могли пересекать это пространство, запрещалось сажать деревья рядом с аэродромом и т.д. В связи с ростом стоимости движимого имущества появились также ограничения в праве опекуна распоряжаться крупным движимым имуществом (закон 1880 г.).

В договорном праве также вводились новые нормы. В частности, в 1850 г. была установлена публичность заключения договоров: их должны были заносить в особые книги. Это отвечало прежде всего интересам кредиторов, но само содержание договоров сохранялось в тайне.

Брачно-семейное право. Брак имеет характер договора, поэтому для его действительности необходимо согласие брачующихся. Для вступления в брак необходимо достижение определенного возраста: для юношей – 18 лет, для девушек – 15. Но до 25 лет для юношей и до 21 года для девушек требуется согласие родителей. При разногласии родителей относительно брака достаточно согласия одного отца. Препятствием к заключению брака является состояние в другом брачном союзе, а также близкое родство жениха и невесты. Кодекс запрещает браки между всеми прямыми восходящими и нисходящими родственниками (кровными и свойственниками в той же линии); браки между братом и сестрой и свойственниками в той же степени; браки между дядей и племянницей, теткой и племянником. Что касается формы заключения союза, то Кодекс закрепил гражданскую регистрацию брака. Церковный брак не имел обязательной силы.

Расторжение брака достигалось тремя путями: вследствие физической смерти одного из супругов, вследствие присуждения супруга к наказанию, влекущему за собой гражданскую смерть (см. раздел, посвященный Уголовному кодексу 1810 г.), и вследствие развода. Развод допускался в четырех случаях: 1) в случае прелюбодеяния (прелюбодеяние мужа может привести к разводу, если только являлось квалифицированным: муж держал сожительницу в общем доме); 2) как следствие злоупотреблений, грубого обращения и тяжелых обид одного из супругов в отношении другого;
3) в случае присуждения одного из супругов к мучительному и позорящему наказанию; 4) при взаимном и упорном согласии супругов (ст. 229–233). Допускалось и раздельное проживание супругов при формальном сохранении брака. Основания для него были такие же, как и для развода.

В соответствии с Кодексом муж являлся главой семьи и обладал полной властью в доме. Он обязан был оказывать покровительство своей жене, жена – послушание мужу (ст. 213). Жена была ограничена в своей правоспособности и дееспособности. Она не могла самостоятельно выступать в суде и самостоятельно вступать в сделки. Но ей принадлежало право возбуждать дело о разводе без согласия супруга и самостоятельно делать завещание. Имущественные отношения между супругами определялись брачным контрактом. При отсутствии особого соглашения в договоре действовало общее правило, по которому имущество жены поступало в управление мужа.

Дети до достижения совершеннолетия – до 21 года (или до освобождения из-под власти) находились под властью родителей, но во время существования брака отец один осуществлял эту власть. Власть отца над ребенком простиралась вплоть до возможности помещения его в тюрьму по желанию родителя. Относительно законности происхождения детей в ст. 312 было установлено правило, что «отцом ребенка, зачатого в браке, считается муж (матери)». Что касается внебрачных детей, то допускалось их узаконение посредством последующего заключения брака между родителями (при условии признания ребенка до брака или в самом акте совершения брачного союза). Отыскание отцовства было запрещено, но разрешалось отыскание материнства.

Нормы брачно-семейного права являются наиболее архаичными в Кодексе. Поэтому впоследствии именно в этой части Кодекс подвергся самым большим изменениям.

Наследственное право. По Кодексу, наследства открываются вследствие физической или гражданской смерти. Наследование могло осуществляться по закону и по завещанию. Наследниками по закону признавались все родственники наследодателя до 12-й степени родства, причем ближайшая степень исключала последующую. При отсутствии таких родственников имущество переходило к пережившему супругу, при отсутствии супруга – к государству. Внебрачные дети в круг наследников не входили. Но внебрачный ребенок, признанный в законном порядке, мог претендовать на получение 1/3 доли законного ребенка. Свобода завещательного распоряжения была ограничена и зависела от количества детей у наследодателя. При наличии одного ребенка завещатель мог распорядиться 1/2 частью имущества, двух детей – 1/3, трех и более детей – 1/4. В соответствии с революционным законодательством Кодекс не признавал майораты и субституции, действовавшие в интересах сохранения родовых дворянских имуществ. (Субституция – назначение в завещании последующего наследника на случай, если первый по каким-либо причинам не вступит в права наследства).

Новеллы брачно-семейного и наследственного права. В условия заключения брака было внесено следующее изменение: в 1907 г. стало возможным вступать в брак без согласия родителей по достижении 21 года, а в 1974 г. – 18 лет. Радикальным изменениям подвергался раздел Кодекса, посвященный разводам. В 1816 г. в эпоху Реставрации под влиянием католической церкви весь титул VI «О разводе» был изъят из Кодекса. В 1884 г. он был восстановлен изданием закона Наке (по имени автора законопроекта). Однако в нем уже отсутствовала статья о разводе по взаимному согласию. С другой стороны, в случае прелюбодеяния мужа жена получила безусловное право на развод. Нормы закона Наке почти без изменений действовали до 1975 г. (кроме периода режима Виши, когда разводы были вновь запрещены). Закон 1975 г. установил возможность развода по взаимному согласию, из-за разлада совместной жизни либо из-за виновного действия. Постепенно во Франции были расширены права замужних женщин. По реформе 1938 г. они получили полную дееспособность. В 1965 г. была установлена полная правоспособность каждого из супругов. В 1970 г. был отменено понятие «глава семьи»: отныне супруги должны были совместно обеспечивать «моральное и материальное управление семьей». Была ослаблена родительская власть над детьми. Отец лишился права помещать ребенка в тюрьму. Улучшилось и положение внебрачных детей. Закон 1912 г. разрешил отыскание отцовства. Закон 1972 г. допустил узаконение внебрачного ребенка одним из родителей в судебном порядке (если брак между родителями невозможен).

В наследственном праве был сокращен круг наследников по закону: с 1917 г. он стал ограничиваться 6-й степенью родства. Майораты и субституции были восстановлены Наполеоном I
в 1806 г., но в 1835 г. (а окончательно в 1849 г.) были вновь отменены. В XX же веке проявилась явная тенденция к установлению единонаследия в сфере сельскохозяйственного оборота. По закону 1961 г. оно стало обязательным для всех сельских хозяйств и ферм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: