Условия развития и организационные основы французской исторической науки

Тема. Французская историография во второй половине ХХ в.

Лекция 11

Цель. Раскрыть условия развития и организационные основы французской исторической науки, осветить ее тематику, изучить общие тенденции развития французской историографии, охарактеризовать основные направления исследования и взгляды ведущих историков.

Содержание

1. Условия развития и организационные основы французской исторической науки.

2. Тематика исторической литературы.

3. Общие тенденции развития французской историографии.

4. Роль журнала «Annales» в развитии исторической науки.

5. Пьер Ренувэн и изучение истории международных отношений.

6. Журнал «Revue historique» и французская историческая наука.

7. Исследование истории второй мировой войны и Сопротивления.

8. Колониальная тема во французской историографии и публицистике.

9. Изучение истории Франции XVII в. Р. Мунье.

10. Изучение истории Великой французской революции.

11. Э. Лябрусс и его деятельность.

Основная литература

  1. Адо А. В. Вступительная статья. В кн.: А. Собуль. Из истории Великой буржуазной революции 1789-1794 годов и революции 1848 года во Франции. – М., ИЛ, 1960.
  2. Видаль В. Люсьен Февр. // Вестник истории мировой культуры. – 1957. – № 1.
  3. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. / Под ред. Галкина И.С. и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 598 с.
  4. Кон И. С. Некоторые вопросы философии истории в современной французской историографии. // Вестник истории мировой культуры. – 1959. – № 1.

Дополнительная литература

  1. Дилигенский Г. Г. Обзор журнала «Annales. Economies. Societes. Civilisations». // Вопросы истории. – 1962. – № 7.
  2. Дразнинас Я. И. Современные буржуазные историки о Наполеоне III и Второй империи. // Новая и новейшая история. – 1964. – № 2.
  3. Застенкер Н. Е. Новый труд французских историков по экономической истории революции 1848 года. // Вопросы истории. – 1957. – № 8.
  4. Манфред А. 3. Вступительная статья. В кн.: А. Собуль. Парижские санкюлоты во время якобинской диктатуры. Народное движение и революционное правительство 2 июня 1793 года — 9 термидора II года. – М., «Прогресс», 1966.
  5. Смирнов В. П. Французская буржуазная историография о причинах поражения Франции в 1940 году. // Новая и новейшая история. – 1962. – № 3.

В результате второй мировой войны Франция утратила свои прежние позиции. Прои­зошел распад французской колониальной империи: подавляющая часть французских колоний получи­ла независимость. Однако постепенно восстанов­ление и развитие экономики, научно-техническая революция в промышленности, рост внешней экс­пансии французских монополий (в значительной степени в неоколониалистских формах) и т. д. привели к относитель­ному укреплению Франции. Серьезно изменилось и положение Франции в капиталистическом мире, стал заметным рост франко-американских противоречий и самостоятельная линия внешней политики правительства Франции.

За послевоенные десятилетия менялась и расстановка сил на арене внутриполитической борьбы во Франции. После войны влияние тради­ций движения Сопротивления особенно возросло. Подъем демо­кратических сил обеспечили в борьбе с реак­цией важные демократические завоевания французских трудящихся.

Вместе с тем острая внутриполитическая борьба в стране в усло­виях колониальной войны в Алжире привела как следствие к активиза­ции правых сил. Во Франции вновь наблюдается рост демократических сил. Он приводит к постепенной консолидации пере­довых элементов французского общества в борьбе с реакцией.

Острая политическая борьба в послевоенной Франции косвенным, а иногда и прямым путем отражается на творчестве французских исто­риков, воздействует на развитие французской исторической мысли и науки.

В послевоенный период в стране произошли известные изменения как в организации исторических исследований, так и в подготовке исто­риков. Основными центрами исторического исследования и преподава­ния истории являлись французские университеты. История изучается и преподается на факультетах, которые по традиции сохраняют наимено­вание «словесных» (des Lettres). После второй мировой войны это наи­менование было изменено путем добавления широко распространенно­го во Франции термина «науки о человеке» (des sciences humaines). Вопросы экономической истории и современные проблемы разрабатываются на факультетах права и экономики.

После второй мировой войны исторические секции словесных фа­культетов Франции увеличили число исторических кафедр, привлекли новые научные кадры. Так, в 1963-1964 гг. на всех словесных факуль­тетах Франции историю преподавало 78 профессоров. Были открыты но­вые факультеты, в том числе новый словесный факультет в пригороде Парижа (в Нантерре).

При некоторых словесных факультетах выросло число институтов и центров, задачей которых наряду с преподаванием являлась и коор­динация научно-исследовательской деятельности в какой-либо одной отрасли исторической науки. Вопросы новой и «современной» (по принятой во французской ис­торической науке терминологии) истории занимали в университе­тах значительно большее место, чем в прошлом. Соответственно возрос­ла и роль институтов и центров, разрабатывающих их.

Помимо большого количества подобных учреждений в системе Парижского университета ряд аналогичных институтов и научных цент­ров работал в провинциальных университетах.

Получили дальнейшее развитие тесно связанные с университетским преподаванием Коллеж де Франс; основанная еще в 1795 г. Националь­ная школа живых восточных языков (Ecole nationale des langes orientales vivantes), где изучалась история стран Восточной Европы, Азии и Африки; созданная в 1821 г. Национальная школа Хартий (Ecole nationale des Chartes), дающая подготовку в области вспомогатель­ных исторических дисциплин; Национальный фонд политических наук (Fondation nationale des Sciences politiques), основанный в 1945 г.

В послевоенные годы значительно усилилась роль Практической Школы исследований (Ecole pratique des Hautes Etudes, EPHE), орга­низованной еще в 1868 г. с целью дополнить теоретическую подготовку, получаемую в университетах, углубленными занятиями в небольших специальных семинарах по отдельным проблемам под руководством видных специалистов в той или иной области. Первоначально лишь одна — IV секция этой школы занималась историческими науками. В 1886 г. была основана V секция по изучению религий и, наконец, в 1947 г. VI секция — экономических и социальных наук. Обладающая, в отличие от словесных факультетов, крупными денежными средствами, VI секция не только проводила очень широкую подготовку специалистов в различных областях социальных и экономических дисциплин, но и стала настоящим национальным центром их разработки.

В 1980-е гг. во Франции развернуло свою деятельность специальное учреждение — Национальный центр научных исследований (Centre national de la Recherche scientifique, CNRS) (создан в 1939 г.). Центр предоставлял возможность определенному числу ученых зани­маться исключительно научной деятельностью, субсидировал издание научных трудов и т. д. Исследованию проблем новой и новейшей исто­рии отводилось заметное место в тематике гуманитарных секций центра, где работала и специальная секция новой и «современной» истории.

Проблемам изучения истории посвящали свою деятельность много­численные научные общества как в Париже, так и в провинции.

Однако научные общества постепенно утратили свою ведущую роль в научных исследованиях, которую некоторые из них играли в прош­лом. Она перешла к университетам. Тем не менее общества продолжают существовать. Большую активность, в частности, проявляет Обще­ство новой истории, проводящее ежемесячные обсуждения научных до­кладов, коллоквиумы и издающее журнал «Обозрение новой и совре­менной истории» («Revue d'histoire moderne et contemporaine»). Это об­щество, объединяющее 1300 человек, является самым значительным и авторитетным историческим обществом.

Близкую к научным обществам роль играют и академии, объеди­ненные в Institut de France. Так, вопросы новой и новейшей истории входят в сферу деятельности Академии моральных и политических наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: