Тема. Французская историография во второй половине ХХ в.
Лекция 11
Цель. Раскрыть условия развития и организационные основы французской исторической науки, осветить ее тематику, изучить общие тенденции развития французской историографии, охарактеризовать основные направления исследования и взгляды ведущих историков.
Содержание
1. Условия развития и организационные основы французской исторической науки.
2. Тематика исторической литературы.
3. Общие тенденции развития французской историографии.
4. Роль журнала «Annales» в развитии исторической науки.
5. Пьер Ренувэн и изучение истории международных отношений.
6. Журнал «Revue historique» и французская историческая наука.
7. Исследование истории второй мировой войны и Сопротивления.
8. Колониальная тема во французской историографии и публицистике.
9. Изучение истории Франции XVII в. Р. Мунье.
10. Изучение истории Великой французской революции.
11. Э. Лябрусс и его деятельность.
Основная литература
- Адо А. В. Вступительная статья. В кн.: А. Собуль. Из истории Великой буржуазной революции 1789-1794 годов и революции 1848 года во Франции. – М., ИЛ, 1960.
- Видаль В. Люсьен Февр. // Вестник истории мировой культуры. – 1957. – № 1.
- Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. / Под ред. Галкина И.С. и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 598 с.
- Кон И. С. Некоторые вопросы философии истории в современной французской историографии. // Вестник истории мировой культуры. – 1959. – № 1.
Дополнительная литература
|
|
- Дилигенский Г. Г. Обзор журнала «Annales. Economies. Societes. Civilisations». // Вопросы истории. – 1962. – № 7.
- Дразнинас Я. И. Современные буржуазные историки о Наполеоне III и Второй империи. // Новая и новейшая история. – 1964. – № 2.
- Застенкер Н. Е. Новый труд французских историков по экономической истории революции 1848 года. // Вопросы истории. – 1957. – № 8.
- Манфред А. 3. Вступительная статья. В кн.: А. Собуль. Парижские санкюлоты во время якобинской диктатуры. Народное движение и революционное правительство 2 июня 1793 года — 9 термидора II года. – М., «Прогресс», 1966.
- Смирнов В. П. Французская буржуазная историография о причинах поражения Франции в 1940 году. // Новая и новейшая история. – 1962. – № 3.
В результате второй мировой войны Франция утратила свои прежние позиции. Произошел распад французской колониальной империи: подавляющая часть французских колоний получила независимость. Однако постепенно восстановление и развитие экономики, научно-техническая революция в промышленности, рост внешней экспансии французских монополий (в значительной степени в неоколониалистских формах) и т. д. привели к относительному укреплению Франции. Серьезно изменилось и положение Франции в капиталистическом мире, стал заметным рост франко-американских противоречий и самостоятельная линия внешней политики правительства Франции.
|
|
За послевоенные десятилетия менялась и расстановка сил на арене внутриполитической борьбы во Франции. После войны влияние традиций движения Сопротивления особенно возросло. Подъем демократических сил обеспечили в борьбе с реакцией важные демократические завоевания французских трудящихся.
Вместе с тем острая внутриполитическая борьба в стране в условиях колониальной войны в Алжире привела как следствие к активизации правых сил. Во Франции вновь наблюдается рост демократических сил. Он приводит к постепенной консолидации передовых элементов французского общества в борьбе с реакцией.
Острая политическая борьба в послевоенной Франции косвенным, а иногда и прямым путем отражается на творчестве французских историков, воздействует на развитие французской исторической мысли и науки.
В послевоенный период в стране произошли известные изменения как в организации исторических исследований, так и в подготовке историков. Основными центрами исторического исследования и преподавания истории являлись французские университеты. История изучается и преподается на факультетах, которые по традиции сохраняют наименование «словесных» (des Lettres). После второй мировой войны это наименование было изменено путем добавления широко распространенного во Франции термина «науки о человеке» (des sciences humaines). Вопросы экономической истории и современные проблемы разрабатываются на факультетах права и экономики.
После второй мировой войны исторические секции словесных факультетов Франции увеличили число исторических кафедр, привлекли новые научные кадры. Так, в 1963-1964 гг. на всех словесных факультетах Франции историю преподавало 78 профессоров. Были открыты новые факультеты, в том числе новый словесный факультет в пригороде Парижа (в Нантерре).
При некоторых словесных факультетах выросло число институтов и центров, задачей которых наряду с преподаванием являлась и координация научно-исследовательской деятельности в какой-либо одной отрасли исторической науки. Вопросы новой и «современной» (по принятой во французской исторической науке терминологии) истории занимали в университетах значительно большее место, чем в прошлом. Соответственно возросла и роль институтов и центров, разрабатывающих их.
Помимо большого количества подобных учреждений в системе Парижского университета ряд аналогичных институтов и научных центров работал в провинциальных университетах.
Получили дальнейшее развитие тесно связанные с университетским преподаванием Коллеж де Франс; основанная еще в 1795 г. Национальная школа живых восточных языков (Ecole nationale des langes orientales vivantes), где изучалась история стран Восточной Европы, Азии и Африки; созданная в 1821 г. Национальная школа Хартий (Ecole nationale des Chartes), дающая подготовку в области вспомогательных исторических дисциплин; Национальный фонд политических наук (Fondation nationale des Sciences politiques), основанный в 1945 г.
В послевоенные годы значительно усилилась роль Практической Школы исследований (Ecole pratique des Hautes Etudes, EPHE), организованной еще в 1868 г. с целью дополнить теоретическую подготовку, получаемую в университетах, углубленными занятиями в небольших специальных семинарах по отдельным проблемам под руководством видных специалистов в той или иной области. Первоначально лишь одна — IV секция этой школы занималась историческими науками. В 1886 г. была основана V секция по изучению религий и, наконец, в 1947 г. VI секция — экономических и социальных наук. Обладающая, в отличие от словесных факультетов, крупными денежными средствами, VI секция не только проводила очень широкую подготовку специалистов в различных областях социальных и экономических дисциплин, но и стала настоящим национальным центром их разработки.
|
|
В 1980-е гг. во Франции развернуло свою деятельность специальное учреждение — Национальный центр научных исследований (Centre national de la Recherche scientifique, CNRS) (создан в 1939 г.). Центр предоставлял возможность определенному числу ученых заниматься исключительно научной деятельностью, субсидировал издание научных трудов и т. д. Исследованию проблем новой и новейшей истории отводилось заметное место в тематике гуманитарных секций центра, где работала и специальная секция новой и «современной» истории.
Проблемам изучения истории посвящали свою деятельность многочисленные научные общества как в Париже, так и в провинции.
Однако научные общества постепенно утратили свою ведущую роль в научных исследованиях, которую некоторые из них играли в прошлом. Она перешла к университетам. Тем не менее общества продолжают существовать. Большую активность, в частности, проявляет Общество новой истории, проводящее ежемесячные обсуждения научных докладов, коллоквиумы и издающее журнал «Обозрение новой и современной истории» («Revue d'histoire moderne et contemporaine»). Это общество, объединяющее 1300 человек, является самым значительным и авторитетным историческим обществом.
Близкую к научным обществам роль играют и академии, объединенные в Institut de France. Так, вопросы новой и новейшей истории входят в сферу деятельности Академии моральных и политических наук.