Статья V ГАТТ 1994 «Свобода транзита» относится к таможенной процедуре таможенного транзита, в части:
– освобождения от уплаты таможенных платежей;
– выбора удобного маршрута для движения товаров;
– отсутствия необоснованных (излишних) задержек и ограничений при таможенном оформлении таможенного транзита.
Правила транзита, а также возможные сборы должны быть разумными, с учетом особенностей перевозки.
Содержание транзита, согласно статье V ГАТТ 1994, соответствует одному из видов таможенного транзита, предусмотренного одноименной таможенной процедурой Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), а именно – таможенному транзиту иностранных товаров по таможенной территории ТС с последующим их убытием за ее пределы. Отправитель и получатель перевозимого груза находятся за пределами ТС
Такой транзит, как и другие виды таможенного транзита, полностью освобожден от таможенных платежей. К транзитным товарам не применяются меры нетарифного и технического регулирования. Допускается перегрузка (перевалка) транзитных товаров, их хранение, перемена вида транспорта.
Существующие требования таможенного транзита обусловлены:
– обеспечением безопасности (например, разрешительный порядок транзита вооружения, военной техники, товаров, подлежащих ветеринарному контролю, установление специальных пунктов пропуска через государственную границу РФ отдельных видов товаров);
– обеспечением соблюдения таможенного законодательства (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов или таможенное сопровождение, установление маршрута перевозки товаров).
Установление маршрута перевозки товаров допускается только в том случае, если имеются риски несоблюдения требований транзита и только в качестве дополнения к обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов или к таможенному сопровождению, то есть в исключительных случаях.
Отдельного обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется, если транзит осуществляется железнодорожным транспортом, специализированным перевозчиком (таможенным перевозчиком или в сопровождении карнета TIR) либо под охраной должностных лиц таможенных органов (таможенное сопровождение).
Согласно пункту 3 статьи V ГАТТ 1994 допускаются сборы, соразмерные стоимости предоставляемых услуг. К таким услугам может быть отнесено, например, таможенное сопровождение, плата за которое называется таможенным сбором за таможенное сопровождение.
Ранее в РФ уплачивались таможенные сборы за таможенные операции (за таможенное оформление) при заявлении таможенного транзита (международного таможенного транзита). В настоящее время на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 131 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенные сборы за таможенные операции не взимаются.
Таким образом, таможенные аспекты транзита товаров, применяемые в РФ в рамках таможенного регулирования, не противоречат статье V ГАТТ 1994 и не требуют пересмотра на предмет соответствия праву ВТО.