Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, применяемый в рамках таможенного регулирования в системе ВТО

Как в Генеральном Соглашении по Тарифам и Торговле (ГАТТ), так и в системе соглашений ВТО таможенная оценка (определение таможенной стоимости товаров) занимает одно из центральных мест.

Правовую базу ВТО по оценке товара для таможенных целей составляют:

- статья VII ГАТТ 1994 г.

- Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г.;

- пояснительные примечания к статьям Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 г.

В РФ так называемая ГАТТовская таможенная оценка товаров (таможенная стоимость товаров) стала применяться с 1993 года на основании Закона РФ «О таможенном тарифе». Редакция данного закона не претерпевала существенных изменений вплоть до 2005 года.

В 2005 году в Закон РФ «О таможенном тарифе» были внесены редакционные изменения, приблизившие тексты статей, посвященных методам определения таможенной стоимости, к текстам права ВТО.

Принципиальных изменений не произошло. Однако стремление детализировать отдельные особенности таможенной оценки товаров и одновременно соответствовать международным стандартам еще больше усложнило понимание института таможенной стоимости.

Главная сложность заключается в том, что все три группы источников регулирования таможенной стоимости по праву ВТО (см. выше) имеют обязательное (не рекомендательное) значение. Принимая во внимание российскую технику нормотворчества, делать объемными примечания, да еще с примерами к каждой статье закона, не представлялось возможным. Из-за этого ряд важных выражений и фраз остался за рамками доступного понимания правоприменителей (прежде всего декларантов (участников внешнеторговой деятельности)).

Например, требование для идентичных или однородных товаров об их ввозе в РФ в тот же или почти такой же период времени, что и оцениваемые товары, продажа идентичных или однородных товаров на том же коммерческом уровне, примеры допустимых незначительных различий между идентичными и оцениваемыми товарами, сущность гибкости применения резервного метода определения таможенной стоимости товаров и другие словосочетания. Во всем этом можно разобраться либо посредством обращения к первоисточнику (соответствующим положениям права ВТО), либо с помощью консультации со специалистами (лучше к авторам изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе»).

С созданием ТС порядок определения таможенной стоимости стал регулироваться Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». Данное соглашение, вступившее в силу с 1 июля 2010 г., ознаменовало еще одно теоретическое событие. Институт таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, становится институтом таможенного законодательства и относится к таможенному регулированию.

Вместе с тем Соглашение от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» не только не упростило понимание порядка определения таможенной стоимости товаров, но и затруднило упоминание о методах ее определения в правоприменительной, нормотворческой, судебной практиках. Исчезли нумерация и названия конкретных методов определения таможенной стоимости товаров.

Только в 2012 году Протоколом от 23.04.2012 «О внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года» методам определения таможенной стоимости товаров были возвращены их уже ставшие в российской практике привычными названия и порядковые номера. Тем не менее ощутимой ясности в понимании таможенной стоимости товаров не прибавилось (о чем может свидетельствовать сложившаяся и продолжающаяся формироваться различная правоприменительная и судебная практика)

Такая действительность не согласуется с пунктами 1 и подпунктом «а» пункта 3 статьи X ГАТТ 1994 «Публикация и применение торговых правил».

Так, в соответствии с приведенными положениями, каждая договаривающаяся сторона применяет единообразным, беспристрастным и разумным способом все свои законы, правила, решения и распоряжения общего характера, касающиеся оценки товаров для таможенных целей.

Единообразному и разумному применению методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, могут способствовать публикации материалов Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации (далее – Технический комитет).

В 2012 году стали выходить акты Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), подготовленные с учетом Пояснительных примечаний к Соглашению по применению статьи VII ГАТТ 1994, а также материалов Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации.

И хотя правовая природа упомянутых документов не совсем понятна (методические рекомендации, руководящие документы), тем не менее – это источник официальной информации постоянно действующего регулирующего органа ТС.

В приведенных рекомендациях и решениях коллегии ЕЭК разъясняется порядок применения пяти методов определения таможенной стоимости товаров, с использованием конкретных примеров внешнеторговых поставок грузов.

Если собственно порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, соответствует положениям документов ВТО, то его единообразному пониманию будут способствовать акты ЕЭК, призванные устранить различия в правоприменении.

Таким образом, в формировании своей системы нормативного регулирования в области определения таможенной стоимости товаров Россия достаточно последовательно использует подход большинства стран – членов ВТО: реализация положений документов ВТО в тех нормативных актах, которые применяются в данном государстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: