Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом, применяемые в РФ в рамках таможенного регулирования в системе ВТО

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи VIII ГАТТ 1994 все сборы и платежи любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин, налогов), устанавливаемые договаривающимися сторонами на ввоз или вывоз или в связи с ввозом или вывозом, ограничиваются по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не являются косвенной защитой для отечественных товаров или средством обложения импорта или экспорта в фискальных целях.

Выражение «приблизительная стоимость оказанных услуг» применительно к совершению таможенными органами таможенных операций не может быть сфокусировано на каком-то эталоне относительности. Разные товары, разные виды транспорта, разные таможенные процедуры

В конце 2010 года Законом о таможенном регулировании была установлена предельная величина таможенного сбора за таможенные операции – 100 тысяч рублей.

В 2011–2012 годах в преддверии вступления России в ВТО и после такого вступления в постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» вносились изменения. Согласно данным изменениям максимальный размер таможенного сбора за таможенные операции составил 30 тысяч рублей (если таможенная стоимость товаров 100 000 тысяч рублей 1 копейка и более).

При вывозе из РФ товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами (например, готовая продукция) таможенный сбор за таможенные операции составляет 1 тысячу рублей.

В случае таможенного декларирования товаров в электронной форме применяются ставки таможенных сборов за таможенные операции в размере 75 процентов от действующих ставок.

Приведенные примеры сумм таможенных сборов за таможенные операции не дают повода для критики, поскольку не преследуют ни защитных, ни фискальных целей.

б) Формальности, связанные с ввозом и вывозом.

Подпункт «с» пункта 1 статьи VIII ГАТТ 1994 – договаривающиеся стороны признают необходимость сокращения до минимума объемов и сложности импортных и экспортных формальностей и сокращения и упрощения требований к импортной и экспортной документации.

Пункт 4 статьи VIII ГАТТ 1994 относит к формальностям также соблюдение установленных ограничений на ввоз и (или) вывоз товаров (лицензирование, сертификация, санитарные, фитосанитарные, ветеринарные меры, валютный контроль).

Прямых указаний на стандарты, которыми следует руководствоваться, а также на ориентиры, к которым необходимо стремиться и в нормативно-правовом и в тактико-техническом смысле в ГАТТ 1994 не содержится.

Таможенные формальности не относятся к предметам регулирования ВТО. Это сфера «интересов» Всемирной таможенной организации.

Различия в предметах регулирования ВТО и Всемирной таможенной организации компенсируется единством отдельных основополагающих целей деятельности, а именно, создание благоприятных условий для международной торговли.

Для достижения этой цели Всемирной таможенной организацией были подготовлены документы, направленные на упрощение и гармонизацию таможенных формальностей, а также на эффективное использование ресурсов таможенных органов, обеспечивающее должный уровень контроля и увеличение скорости прохождения таможни.

Такими документами выступают:

– Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее – Киотская конвенция

– Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли.

Положения Киотской конвенции легли в основу второго Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года и далее имплементированы в ТК ТС.

В настоящее время ТК ТС содержит все необходимые положения, реализация которых позволяет соответствовать требованиям подпункта «с» пункта 1 статьи VIII ГАТТ 1994, а также отвечать Рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли.

Например, в п. 1 ст. 183 ТК ТС содержится перечень документов, необходимых для таможенного декларирования товаров.

При этом пункты 2, 4 данной статьи допускают:

– сокращение данного перечня;

– непредставление отдельных документов, если сведения о них уже имеются в таможенном органе.

Например, на основании приказа ФТС России от 20.07.2012 № 1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров» не требуется представления паспорта сделки при подаче декларации на товары в электронной форме.

В соответствии с частями 4, 5 ст. 208 Закона о таможенном регулировании документы, подтверждающие правоспособность лиц на совершение таможенных операций могут представляться таможенному органу однократно.

Учитывая перспективы перехода на электронный документооборот, а также работу по унификации ряда разрешительных документов можно ожидать дальнейшее упрощение таможенных формальностей и сокращение времени совершения таможенных операций.

Соответствие рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли не требует дополнительного нормотворчества. Правовые основы внедрения в практику таможенного администрирования современных форм и методов проведения таможенного контроля уже содержатся в ТК ТС.

Это, в частности, относится к:

– применению предварительного электронного информирования о входящих, исходящих и транзитных грузах (ст. 42 ТК ТС);

– применению системы управления рисками (п. 2 ст. 94, гл. 18 ТК ТС);

– сотрудничеству таможенных служб, включая выполнение поручений таможенных органов страны импорта к таможенным органам страны экспорта о проведении таможенного досмотра убывающих грузов повышенного риска, в том числе с применением неинтрузивной аппаратуры (ст. 46, п. 3 ст. 94 ТК ТС);

– предоставление льгот компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности (институт уполномоченных экономических операторов – ст.ст. 38 – 41 ТК ТС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: