Изменения в таможенно-тарифном регулировании после присоединения России к ВТО

ВТО является организацией, основанной на членстве конкретных стран. Следовательно, выполнение новой страной – членом ВТО принятых при вступлении обязательств либо последующие изменения действующего на момент вступления правового регулирования, часть которых, по мнению, других стран – членов ВТО, может не соответствовать Соглашению ВТО, касаются исключительно взаимоотношений между странами – членами ВТО. Участников таможенных правоотношений внутри конкретной страны возможные ситуации такого рода напрямую не затрагивают. Подходы ВТО вполне определенно ориентированы на то, что если страна – член ВТО полагает, что другая страна – член ВТО использует нормативное регулирование, не соответствующее правилам ВТО, то заинтересованная страна начинает действовать согласно установленным ВТО процедурам.

Одними из актуальных вопросов формирования системы нормативного регулирования таможенных правоотношений и правоприменительной практики в этой сфере, являются вопросы, связанные со вступлением России в ВТО. Как правило, эти вопросы касаются, в первую очередь, влияния членства России в ВТО на действующую у нас нормативную правовую базу, а также решения проблем, возникающих в правоприменительной практике.

Членство Российской Федерации (далее – РФ) во Всемирной торговой организации (далее – ВТО) не оказало существенного влияния на таможенное регулирование в Таможенном союзе (далее – ТС) и в РФ.

Вместе с тем, если говорить не о факте, а о процессе присоединения к ВТО, то это влияние было значительным.

Во избежание дальнейших смысловых разночтений следует внести некоторые уточнения относительно правовой сущности и места таможенного регулирования среди иных мер регулирования внешнеторгового оборота товаров (понимая под товаром любое перемещаемое через таможенную границу ТС движимое имущество).

Все применяемые в ТС и РФ публично-правовые методы и конкретные меры регулирования внешнеторгового товарооборота могут быть разделены на следующие виды:

- таможенное регулирование (перемещение товаров через таможенную границу ТС, оборот иностранных товаров на таможенной территории ТС, деятельность в сфере таможенного дела, контрольная деятельность таможенных органов);

– таможенно-тарифное регулирование (применение таможенных пошлин);

- нетарифное регулирование (меры нетарифного регулирования, а также иные меры, не носящие экономического характера и вводимые исходя из национальных интересов);

– техническое регулирование;

– санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;

– специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры;

– меры экспортного контроля и контроля продукции военного назначения.

Таможенное регулирование – это общий порядок перемещения товаров через таможенную границу ТС, содержащий такие составляющие, как прибытие товаров на таможенную территорию ТС (убытие товаров за ее пределы), совершение операций, способствующих подаче таможенной декларации и собственно таможенное декларирование, выпуск товаров в соответствии с конкретной таможенной процедурой, а также условия оборота в ТС товаров, сохранивших после выпуска статус иностранных (условный выпуск).

Все перечисленное служит своеобразной правовой платформой, на которой применяются (или могут применяться) меры таможенно-тарифного, нетарифного, технического и других видов регулирования внешней торговли товарами.

Например, декларируется ввезенная в ТС (РФ) партия одежды. В случае заявления таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления необходимо уплатить таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, представить сертификат соответствия. Если эта же партия одежды будет помещаться под таможенную процедуру таможенного склада, тогда не требуется уплачивать таможенные пошлины, налоги и соблюдать меры технического регулирования.

Приведенные примеры мер таможенного регулирования (таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и таможенного склада) являются носителями требований и (или) освобождений от соблюдения иных «нетаможенных» мер. При этом основания, порядок введения, изменения и отмены «нетаможенных» мер находятся вне предметов таможенного регулирования.

За исключением экспортного контроля и контроля продукции военного назначения, все «нетаможенные» меры охвачены правом ВТО.

Что касается таможенного регулирования, то оно не основано на праве ВТО и имеет иную международно-правовую базу. Но тогда каким образом процесс вступления РФ в ВТО мог повлиять на характер и содержание таможенного регулирования?

Анализ положений статей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ 1994), а также ряда других соглашений ВТО позволяет выделить следующие точки соприкосновения таможенного законодательства и права ВТО:

– транзит;

– таможенная стоимость товаров

– сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом;

– правила происхождения;

– приграничные меры по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности.

На основании Договора от 19 мая 2011 года «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» с даты присоединения любого из государств-членов ТС к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этого государства-члена к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия его присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках ТС делегированы государствами-членами органам ТС, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу ТС, становятся частью правовой системы ТС.

Следовательно, таможенное законодательство также должно соответствовать положениям права ВТО, затрагивающим отдельные таможенно-правовые институты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: