Процедуры защиты объектов интеллектуальной собственности, применяемые в РФ в рамках таможенного регулирования в системе ВТО

Источником правового регулирования процедур защиты объектов интеллектуальной собственности, в системе ВТО является раздел 4 части III Приложения 1С Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности («Особые требования в отношении приграничных мер» - далее Особые требования).

Положения данного раздела имплементированы в:

– главе 46 ТК ТС – «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»;

– главе 42 Закона о таможенном регулировании – «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности».

Суть таможенной специфики защиты объектов интеллектуальной собственности заключается в совместных действиях заинтересованных лиц (правообладателей, представителей правообладателей) и уполномоченных таможенных органов.

В соответствии с ТК ТС и Законом о таможенном регулировании таможенные органы РФ выполняют функции:

– компетентного органа (согласно терминологии Особых требований), принимающего заявления от заинтересованных лиц о защите объектов интеллектуальной собственности;

– по приостановлению выпуска товаров, содержащих признаки нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр;

– по приостановлению выпуска товаров, содержащих признаки нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в Реестр (ex officio).

Обращение правообладателя с заявлением о включении объекта интеллектуальной собственности в Реестр, а также последующее возможное приостановление таможенными органами выпуска товаров, содержащих признаки контрафактности, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в иные компетентные органы – п. 3 ст. 328 ТК ТС (например, суды, прокуратуру, полицию, Роспотребнадзор, таможенные органы).

Более того, после первоначального приостановления выпуска товаров таможенными органами на срок до десяти дней, последующее продление данного срока возможно только при условии, что правообладатель (его представитель) обратился в уполномоченный орган за защитой своих прав (ст. 55 Особых требований, ч. 2 п. 1 ст. 331 ТК ТС).

В целом условия процедуры защиты таможенными органами объектов интеллектуальной собственности, закрепленные в ТК ТС и Законе о таможенном регулировании, согласуются с положениями Особых требований, включая те из них, которые носят рекомендательный (допустимый) характер. Например, возможность приостанавливать выпуск товаров, вывозимых из ТС и РФ.

Более детальный анализ Особых требований дает повод для дальнейших рассуждений о совершенствовании рассматриваемого механизма защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности. Например, до конца не решен вопрос о так называемом «параллельном импорте». При этом перечисленные в Особых требованиях случаи неприменения данных мер защиты указывают на необязательность их распространения на импорт товаров, поставленных на рынок в другой стране правообладателем или с его согласия.

В результате исследования нормативной базы в области таможенного регулирования, на предмет возможных правовых последствий от вступления России в ВТО можно сделать вывод, что РФ прежде самостоятельно, а затем совместно с государствами-членами ТС не только имплементировала право ВТО в национальное законодательство, но и позволила сформировать определенную практику его применения.

Дальнейшее правотворчество будет обусловлено совершенствованием действующих таможенных правил, в том числе и возможными изменениями в праве ВТО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: