Дуэт Пончика и Сиропчика

Вероятно, любит всякий — И я, и ты —

Кулебяки, козинаки —

И ты,и я — Пряники,рогалики —

С тобой вдвоём — Пончики, сухарики

Жуём, жуём.

На палочках петушки И с повидлом пирожки!

Можем съесть без передышки —

И я, и ты —

Сайки, коржики, коврижки —

И ты,и я —

Апельсины, мандарины —

С тобой вдвоём —

И малину из корзины

Жуём, жуём...

Ю.Энтин

Упражнение 17. Назови, что изображают предметы на рисунке 10 (см. с. 89). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни ряд, не нарушая закономерности.

Слова для справок: плавание, бобслей, лыжный спорт, конькобежный спорт, волейбол, слалом, фристайл, фигурное катание, ватерполо, гандбол, биатлон, виндсёрфинг.

Упражнение 18. Назови, что изображают картинки на рисунке 11 (см. с. 90). Запиши эти названия в алфавитном порядке. Дополни ряд, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: лётчик, секретарь, милиционер, повар, сторож, столяр, плотник, дворник, вахтёр, диспетчер, режиссёр, оператор, писатель, художник, дрессировщик.

• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?

Упражнение 19. Посмотри на рисунок 12 (с. 91). Вспомни названия животных. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни список, не нарушая этого порядка. Раздели названия животных на группы, расположив их также по алфавиту.

Слова для справок: коала, зебра, динго, барсук, ехидна, выдра, лось, кабан, утконос, росомаха, павиан, бобр, заяц, бегемот, белка, кенгуру, медведь, лиса.

Упражнение 20. Рассмотри рисунок 13 (с. 92). Что на нём изображено? Запиши эти слова в той последовательности, в которой они следуют друг за другом в годовом круге, начиная с января. Цифрами обозначь порядок этих слов по алфавиту.

Упражнение 21. Запиши по памяти в алфавитном порядке фамилии учеников твоего класса. Проверь свой список по классному журналу.

Упражнение 22. Прочитай стихотворение. Перечисли в алфавитном порядке названия предметов, которые нужны для постройки дома. Запиши их.

Чтобы дом построить новый, Запасают тёс дубовый, Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом Начинают строить дом.

Е.Благинина

Упражнение 23. Отгадай загадки. Запиши отгадки в алфавитном порядке. Письменно объясни значение выделенных слов.

Две курносые подружки На потолке в уголке

Не отстали друг от дружки. Висит сито,

Обе по снегу бегут, Не руками свито.

Обе песенки поют, __________________

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу

____________________________

Великан стоит в порту, И в тайге, и в океане

Освещая темноту, Он отыщет путь любой.

И сигналит кораблям: Умещается в кармане

«Заходите в гости к нам!» И ведёт нас за собой.

Смастерили из досок Из железа тучка,

И надели поясок. А у тучки ручка.

И хранит посуда эта Эта тучка по порядку

С грядки собранное лето. Полила за грядкой грядку.

Мой хвост не отличить от головы. Меня всегда в земле найдёте вы.

Без крыльев летят, Одной ручкой всех встречает,

Без ног спешат, Другой ручкой провожает.
Без паруса плывут.

__________________

Держусь я только на ходу,

А если встану — упаду.

________________________

Упражнение 24. Придумай и запиши по одному слову на каждую из букв алфавита. Сколько их получилось? Какие буквы не могут стоять в начале слова?

Упражнение 25. Расположи в алфавитном порядке:

а) названия музыкальных групп. Подчеркни одной чертой те, которые тебе нравятся, двумя — которые не нравятся, и зачеркни неизвестные тебе группы.

«Кино», «Би-2», «Танцы минус», «Мумий Тролль», «Тату», «Сектор Газа», «Красная плесень», «Алиса», «Король и Шут», «Иванушки-Интернейшнл», «Тет-а-тет», «Икс-миссия», «Омега», «На-На», «Стрелки», «Блестящие», «Револьвере», «Карамельки», «Унесённые ветром», «Гости из будущего», «Шао-бао», «Жуки», «Божья коровка», «Белый орёл», «Авария», «Руки вверх», «Чайф», «Чай вдвоём», «ДДТ», «Машина времени», «Вирус», «Отпетые мошенники», «Демо», «Любэ»;

б) фамилии русских писателей:

Пушкин, Толстой, Чехов, Тургенев, Лермонтов, Фонвизин, Грибоедов, Достоевский, Карамзин, Державин, Салтыков-Щедрин, Радищев, Рылеев, Жуковский, Гоголь, Горький, Куприн, Бунин, Островский, Чернышевский, Некрасов, Мамин-Сибиряк, Ахматова, Цветаева, Белый, Хлебников, Гумилёв, Маяковский, Есенин, Блок,

Чёрный, Северянин, Теффи, Твардовский, Шукшин, Шолохов, Фадеев, Трифонов;

в) фамилии художников:

Айвазовский, Шишкин, Репин, Боровиковский, Брюллов, Тропинин, Саврасов, Маковский, Ге, Крамской, Куинджи, Малевич, Суриков, Шилов, Левитан, Перов, Серов, Федотов, Васнецов, Поленов, Петров-Водкин, Кандинский;

г) фамилии путешественников:

Амундсен, Лазарев, Седов, Никитин, Крузенштерн, Пржевальский, Кук, Магеллан, Беринг, Хейердал, Семёнов-Тян-Шанский, Кусто, Колумб, Миклухо-Маклай;

д) фамилии актёров:

Миронов, Никулин, Вицин, Папанов, Тихонов, Орлова, Мордюкова, Румянцева, Рыбников, Фатеева, Боярский, Пуговкин, Мирошниченко, Харатьян, Демьяненко, Светин, Леонов, Тенякова, Абдулов, Куравлёв, Яковлева, Мягков, Русланова, Ахеджакова, Усатова, Лучко, Варлей, Крачковская, Вертинская, Джигарханян, Гурченко;

е) словарные слова. Выпиши в свой словарик выделенные слова. Письменно объясни их значение.

Агроном, экспресс, сеялка, одиннадцать, командир, инициатива, электричество, орех, гореть, галерея, двенадцать, аромат, коллективный, каллиграфия, около, солдат, деликатный, торжественный, серебряный.

Упражнение 26. Запиши в алфавитном порядке названия литературных произведений. Расставь их на три полки: на первую от А до И, на вторую от К до О, на третью от П до Я.

А-И К-0 п-я
     
     
     
*    
     
     
     
     
     
     
     
   
     

Слова для справок:

«Ревизор», «Лес», «Ионыч», «Детство», «Отроче­ство», «Юность», «Идиот», «Недоросль», «Полтава», «Бородино», «Каштанка», «Обломов», «Воскресение», «Овод», «Баня», «Клоп», «Батый», «Казаки», «Нос», «Бригадир», «Пётр I», «Аэлита», «Мать», «Ася», «Рудин», «Метель», «Выстрел», «Маскарад», «Демон», «Мцыри», «Щелкунчик», «Школа», «Чел-каш», «Холстомер», «Хамелеон», «Фаворит», «Звероловы», «Обрыв».

Упражнение 27. Выпиши из текста глаголы и расположи их в алфавитном порядке.

Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водой свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мохом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце.

И.С.Тургенев

Упражнение 28. Прочитай текст. Выучи его и напиши по памяти. Проверь написанное. Выпиши глаголы и расположи их в алфавитном порядке.

Дрожа от лютой стужи, Впустите, накормите

Кот просит: «Отвори! Несчастного кота!

Как холодно снаружи! Согрейте, пожалейте,

Как голодно внутри!» И будет красота!

В.Берестов

Упражнение 29. Разбей имена на две группы и расположи их в алфавитном порядке:

Андрей, Афанасий, Альбина, Алексей, Анастасия, Артём, Арсений, Анна, Алла, Анфиса, Агриппина, Антон, Алина, Алиса, Аэлита, Аврора, Антонина, Артур, Ада, Александр, Александра, Аркадий, Акулина, Аполлон, Антип, Анатолий, Аполлинария, Алевтина, Абрам, Артамон.

Упражнение 30. Составь из букв слов «грамматика» и «орфография» другие слова. Расположи их в алфавитном порядке.

Упражнение 31. Перечисли буквы, названия которых начинаются со звука Э. Сколько их? Перечисли буквы, в названии которых есть звук А. Сколько их? Заполни таблицу.


   
Буквы, названия которых начинаются со звука Э Буквы, в названии которых есть звук А
-  
   
   
   
   

Упражнение 32. Заполни таблицу, вставляя пропущенные буквы.

А Б в   Д  
Ё     и   к
  М   о   р
С     ф   Ц
  ш Щ   ы  
    я      

Упражнение 33. Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?

Сперва «аз» да «буки», а потом науки.

Азбука — к мудрости ступенька.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Упражнение 34. Соедини буквы в алфавитном порядке. Что получилось? Прояви фантазию — дорисуй картинку (рис. 15).


Упражнение 35. Здесь зашифрованы русские народные пословицы. Подбери ключ к шифру, ведь это просто: буквы переведены в числовой ряд.

13-32-2-10-26-30 12-1-20-1-20-30-19-33

13-32-2-10 10 19-1-15-16-25-12-10

3-16-9-10-20-30.

2-6-9 21-25-6-15-30-33 15-6-20

21-14-6-15-30-33.

19-20-1-18-29-11 5-18-21-4 13-21-25-26-6 15-16-3-29-6 15-16-3-29-23 5-3-21-23.

Упражнение 36. Зашифруй слова. Ведь ты уже по­нял, как это делается, выполняя предыдущее упраж­нение.

Акула, багаж, восток, ветер, город, иней, корона, лисица, метро, нарцисс, трамвай, чемодан.


Упражнение 37. Расшифруй слова. Запиши их в два столбика. Дай название каждой группе.

12-6-15-4-21-18-21;

9-6-13-7-15-29-11;

16-4-18-16-14-15-29-6;

13-30-5-10-15-1;

21-25-6-2-15-1-33;

19-25-1-19-20-30-6.

Упражнение 38. Вставь пропущенные цифры:

4-18-1-. -10-24-1; 32-15-16-19-20-.; 17-18-33-15-. -12; 17-1-18-. -23-16-5; 3-. -15-16-12.

Упражнение 39. Пользуясь орфографическим сло­варём, вставь пропущенные буквы.

Пр_ дупреждение, дезор__ ентированный,

бал_ страда, э_ скаватор, квал_ фицированный,

инж_ нер, эск_ латор, би_ тлон, дел_ катес,

взл_ леять, отрап__ ртовать, абр__ кос, земл_ трясение,

аккомп__ нировать, гидр_ влический, с_ мафор,

прив__ редливый.

Упражнение 40. Если поставить буквы в алфавит­ном порядке, получатся слова. Какие?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: