double arrow

Аристотель о мимезисе и катарсисе. Отношение разных стилей и направлений в искусстве к проблеме мимезиса

Аристотель был учеником Платона, учился в Платоновской Академии, но у него была совершенно другая философия. Аристотель изучал очень много искусства и создавал свою теорию. Он отличался категорически от Платона. Платон занимался прекрасным, эстетическим, эстетическими категориями, эстетическим воспитанием.. Платон был идеалист, для него главная была Божественная идея, а Аристотель был материалист, для него главное было реальная жизнь (материя).

Аристотель 4 в. до.н.э. занимался проблемами теории искусства. Разработал теорию катарсиса (очищение души) через сострадание трагическому действию. Он изучал эту проблему на материале трагедии. Трагические развязки, катастрофы притягивают людей. Сочувствуем, сопереживаем герою, но не забываем, что это художественное произведение, ощущая себя участником и зрителем одновременно. Если увидеть, как собаку бьют у метро, то катарсис не испытывается, а если увидеть это на полотне, преобразованное и понятое художником по-другому, вот тут можно переживать этому трагическому действию и возникает такое очищение или облегчение. Очень часто катарсис испытывается в театре или в кино. Это один из принципов, который говорит о том, что это действительно настоящее искусство. Мимезис – это подражание действительности, подражание природе. Этой проблемой Аристотель тоже очень много занимался. Он говорил, что искусство должно подражать природе, что оно имеет природу мимезиса. Т.е. в искусстве должна отражаться природа, которую он хочет в человеке видеть. Но творческая способность не сводится к копированию, это итоговое решение представляет собой собирательный образ. Платон считал, что художник отражает Божественный мир, а Аристотель, что художник опирается на реальность. И Греческое искусство таким и было, потому, что одно из ведущих искусств была скульптура. Они видели человека и пытались изобразить его тело, движение, развитое тело – красивое, мышцы, поворот головы, все это было для них очень важно. А выражение лиц было безмятежное, индивидуальность лиц была не проявлена. Это были в основном типажи. Поэтому для Греков было очень важно, чтобы искусство отражало действительность, отражало природу. Эти две категории, Катарсис и Мимезис, они были актуальны не только в Античности, а распространяются на всю историю. Есть некоторые стили, для которых Мимезис очень важен, например для Реализма, а для Романтизма не так важен. Или например для Импрессионизма (схватывают впечатление) важен, а для Экспрессионизма (деформация формы, искаженные пропорции) не очень. Аристотель вывел ряд эстетических идей, которые действуют сегодня. Он вводит понятия о прекрасном – порядок, соразмерность, определённость.

8. Живопись импрессионистов Импрессионизм — художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX в. На выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, гравёров и литографов», устроенной в парижском фотоателье в 1874 г., была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» — вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С лёгкой руки критика газеты «Шаривари» слово «впечатление» {франц. impression) дало название творчеству участвовавших в выставке художников. Выставка импрессионистов была первым коллективным вызовом официальному академическому искусству, Салону, критике и консервативно настроенной публике. Клод Моне (1840—1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Огюст Ренуар (1841—1919), Альфред Сислей (1839—99), Эдгар Дега (1834—1917) и некоторые другие художники были хорошо известны парижской публике: уже около пятнадцати лет они демонстрировали своё искусство. Современники назвали этих художников «бунтовщиками», а жюри Салона постоянно отвергало их произведения. Знакомство будущих импрессионистов состоялось в конце 60-х — начале 70-х гг. во время занятий в частных художественных мастерских и посещений кафе Гербуа в районе Батиньоль. Главой их считался Эдуард Мане. За столиками кафе в спорах о творчестве, новом художественном видении мира и принципах живописи рождалось движение импрессионистов.
Одним из важнейших правил, которым следовали импрессионисты, стала работа на пленэре. Выйдя на улицу навстречу свету и воздуху, художник попадает в ситуацию, которая отличается от условий мастерской. Здесь исчезают чёткие контуры, цвет постоянно меняется. Следовательно, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета. Решая эту задачу, импрессионисты пришли к совершенно новому методу живописи. Они отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Нужный тон достигался оптическим смешением красок во время созерцания картины.
Восемь выставок импрессионистов, прошедшие за двенадцать лет, показали всё многообразие возможностей нового направления в искусстве. На первой выставке импрессионистов в 1874 г. Клод Моне показал не только знаменитое «Восходящее солнце», но и другие полотна. «Бульвар капуцинок» — случайный взгляд, брошенный художником сверху из окна на шумящую толпу, заполнившую бульвар. Густая синеватая тень, отброшенная домом, заставляет солнечную сторону улицы сиять и излучать тепло. Огюст Ренуар среди прочих выставил картину «Ложа», напоминающую работы Эдуарда Мане. дама грустно смотрит на зрителя, за её спиной мужчина во фраке рассматривает в театральный бинокль публику. Легче и непосредственнее выглядело полотно «Танцовщица» (1874) того же автора. Серебристо-розовая фигура девушки почти растворяется в воздухе. Здесь также были представлены произведения остальных импрессионистов и художников их круга, в том числе Поля Сезанна.

В конце 70-х гг. художники стали собираться в кафе «Новые Афины», где между ними разыгрывались словесные схватки. Они спорили о необходимости выставляться в Салоне, о работе на пленэре, о том, стоит ли использовать чёрную краску, и о многом другом. Эдуард Мане уговаривал импрессионистов пробиваться в Салон и не противопоставлять себя обществу. Однако новое художественное направление, несмотря на критику, уже вошло в историю искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: