Черты светского искусства в живописи и архитектуре 17 в

Завершающим этап средневековой культуры стал 17 в. Происходит «обмирщение» культуры, усиление в ней светских элементов. Усилились связи со странами Западной Европы.
Гражданское, светское строительство активно развивалось, в начале века было деревянным, к концу использовался камень. образцом деревянного зодчества был
дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, Вознесенская церковь в Торжке 1653 (живописная композиция больших и малых срубов-клетей с высокими кровлями и шатрами золоченая резьба и яркая раскраска), реставрация стен и башен Московского Кремля, шатер, возведенный над Спасской башней, Теремный дворец Московского Кремля, Сухаревскую башню.
Бояре, богатые купцы и дворяне все чаше строили в городах и в своих усадьбах каменные жилые палаты. Палаты Аверия Кириллова (2 пол 17в)
Палаты Голицина (московское барокко), Палаты Троеккурова, Архиерейские палаты Крутицского подворья, Потешный дворец боярина Милославского
В храмовом строительстве новые черты, обмирщение русской культуры. В деревянном зодчестве наряду с клетскими храмами строятся запрещенные шатровые храмы, ярусные церкви. со второй половины 17 в. используют принцип многоглавия. Например, церковь Преображения в Кижах - 22-главый храм.
Те же тенденции и в каменном храмовом зодчестве.
Новый стиль сложился к середине 17 в. противоположен архитектуре 16 в.
затейливость и асимметрия конструкции. Обычно это был пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружался приделами, папертями, лестницами и крыльцами с обязательными деталями отделки — бочонкообразными колонками, арками с висячей гирькой, наборными кирпичными наличниками окон. Фасады церквей становятся полихромными, яркая раскраска деталей, цветные изразцы придают им праздничную нарядность – «узорочье» (церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Троицы в Никитниках). Колокольня Новодевичьева монастыря,
Храмовый комплекс в Ярославле в Коровниках (Состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской иконы Божьей Матери, Ярославская свеча - колокольня), Святые ворота(достроили в нарышкинское барокко). Высокая, стройная, столпообразная колокольня, завершенная шатром, — распространенная тема 2 половины 17 в.
В конце 17 в. в архитектуре появляется новый стиль, получивший название московского, или нарышкинского, барокко.
Связь ряда построек с заказами семьи Нарышкиных случайна
сходство «барокко» московской архитектуры конца 17 в. с западноевропейским стилем барокко чисто внешнее.
Цикличность и ярусность, симметрия и равновесие масс, известные по отдельности и ранее, в этом стиле сложились в систему, внешне похожую на европейское барокко благодаря ордерным деталям.
ярко новое направление проявилось в строительстве небольших церквей в подмосковных усадьбах. Это ярусные постройки: нижний ярус обычно квадратный в плане, на нем стоит восьмерик, а выше — второй восьмерик, более узкий; композиция завершается барабаном с главой. это сооружение расположено на подклете и имеет вокруг открытые галереи. В верхнем узком восьмерике находится звонница, и получалась церковь под колокольней. Декор сосредоточен на обрамлении окон и дверей: церковь Покрова в Филях, церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Церковь Троицы в Троице-Лыкове.

В Нижним Новгороде Строгановское барокко
Рождественская (строгановская) церковь в Нижним Новгороде, Введенский монастырь, Смоленскаая церковь Иконы Божьей Матери в селе Гордеевке,
Голинцинский стиль: Церковь З намения в Дубровицах, Знаменская цековь в Перово,
Никольская церковь в Полтево.
Русская живопись 17 в. Легкое стремление к декоративности наблюдается и в живописи.
В 1 пол 17в спор в иконописи шел между двумя школами — годуновской и строгановской. Годуновская школа тяготела к традициям прошлого (Андрея Рублева и Дионисия) повествовательность, перегруженность композиции).
Строгановская школа возникла в Москве, небольшие размеры и детальное письмо («мелочное письмо») — изысканный рисунок, богатство красок, сложная многофигурная и многоплановая композиция, правдивое изображение природы, композиции всегда включают пейзаж с низким горизонтом, а фон заполнен причудливыми облаками и «явлениями». Фигуры святых обычно тонкие, изящные и очень вытянутые вверх.
Никита Савин возглавлял группу иконописцев (в Московском кремле)
Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз, например «Никита-воин», «Избранные святые»
Левая Часть триптиха деисусного чина в иконостасе (с никифором савиным)(церковь положения ризы богородицы в московском кремле)
Дмитрий солунский и Дмитрий Царевич

Дмитрий солунский и Дмитрий Царевич
иоан предтеча Ангел Пустыни
Богоматери Умиление с праздниками и святыми
дальше в XVII в. характеризовалось медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм, влиянием западноевропейской живописи.
Симон Ушаков, Он ввел элементы реализма, реальные человеческие лица.основоположник портретного жанра в русском искусстве. Среди работ Симона Ушакова —
Рисунки для монет,
Гравюрой занимался, фон для икон из западноевропейской гравюры
Спас Нерукотворный,
Троица.Древо гос-ва Московского.Иконы Портреты (Михаила Федоровича, Алексея Михайловича)
Парсуна


Эстетические идеалы Возрождения. Отношение к античности Н. Кузанский, М.Фичино, П. Мирандола.Возрождение — это эпоха 14-16 вв. Основные черты эстетики Возрождения: Титанизм, Индивидуальность, Пантеизм, Антропоморфизм, Гуманизм. Главным объектом внимания в период Возрождения является человек и природа. Во всех областях философии, науки эстетики проходит превращение Божественного в человеческое, мистическое в реальное и правдоподобное. Библейские персонажи приобретают Домаскин просил ввести строгие правила и каноны, что бы художник писал не личные впечатления, а всеобщие образы. Ярче всего проявилась в Италии, но захватила все страны и Германию, и северные страны, т.е. это приходит в мировое явление. По сравнению со средними веками, по сравнению с античностью, это уже более короткий период, всего 3-4 века. Называется Возрождение, потому, что они хотели возродить Античность. После средних веков, когда главным был Бог, в Возрождение произошел снова взлет, интерес к человеку, к природе и Возрожденцы увидели, как прекрасен человек, и как прекрасна природа. В Средние века природа тоже не считалась прекрасной, потому, что в ней нет духовности, а тогда было самое главное – духовность. А в Возрождение увидели, что человек прекрасен и прекрасна природа. Бог не отрицается, они не говорят, что Бога нет. Они говорят, что Бог создал человека, но как же он прекрасен человек. Были такие мыслители Николай Кузанский, Марселео Фичино, Пика дела Мирандола. Кузанский был крупным философом, он был из местечка Куза поэтому так назывался. Он писал трактаты по эстетике и один из трактатов называется «Вся ты прекрасна возлюбленная моя», но там речь идет о красоте, о красоте человека, о красоте любви. Это цитаты из сказания Соломона, из древних стихов Соломона. Он их цитировал, а потом писал свои трактаты. У него также есть трактаты о эстетике. Марселео Фичини искал тайну красоты не в мистической духовности, а соответствие материального и духовного. Всю жизнь занимался античностью, переводил античные тексты. Больше всего любил Платона. У него есть известный комментарий, который называется «Комментарий на Пир Платона» и написана огромная книга. Он всю жизнь сидел в библиотеке, у него был меценат, который позволил ему заниматься наукой, писать свои книги. Он его любил, он там сидел и только работал, больше не на что другое не отвлекался. И третий мыслитель, это Пика Дела Мирандола. У него было блестящее образование – учился в Болонском университете, он был философ и он очень рано умер в 31 год, но уже успел многое написать к этому времени. Он написал «Речь о достоинстве человека» 900 тезисов против церкви. Например, церковь говорила, что все вращается вокруг земли, а на самом деле уже знали, что Земля вращается вокруг Солнца. И другие пункты, где он выступал против церкви. «Речь о достоинстве человека», это портрет Возрождения, потому, что в ней говорится о том, что человек свободен и он может подняться до уровня Бога, а может опустится до уровня животного. Все это делается только благодаря воле человека и он может прожить очень разную жизнь, т.е. он самостоятельно делает свой выбор.

Черты эстетики Возрождения – это Антропоцентризм (по Гречески человек). Второй принцип Индивидуализм. В Античности Индивидуализм не важен, в средние века тоже, художники даже не подписывали доски Иконные, для них главное это Лик Бога, а личность художника не важна. В эпоху Возрождения все меняется, очень важна индивидуальная характеристика. Существует три гиганта Возрождения: Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Они писали своих Мадонн с реальных женщин, их Мадонны носят реальные человеческие черты. Следующая черта — это Гуманизм. Вот все эти авторы Кузанский, Фичино, Мирандола, это и есть Итальянские Гуманисты философы. И еще одна черта – это Пантеизм — это обожествление природы, Возрожденцы с восторгом относятся к природе. Они видят, как прекрасен объективный мир вокруг нас, это впервые в истории искусства, потому, что до этого никто не считал, что природа объективно прекрасна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: