Эстетика романтизма. Отношение к жанрам

Романтизм сложился внутри противоречивого движения в западной культуре 18-19 в., затронув все сферы духовной жизни: философию, литературу, музыку, театр.

Германия. Йена стала родиной романтизма, здесь на излете XVIII в. нашли друг друга братья Шлегели - Август Вильгельм – основатели романтизма. Браненробер, Новалис. Нового слова, свежей мысли ждала не только Германия, но и вся Европа, поэтому романтизм распространился очень быстро.

Во Франции: Гюго, Дебюсси, Шенье.

В Англии Байрон, Шейли.

В Италии Леопарди.

Возникновение романтизма связано с разочарованием реалистической философией, реакция на негативные последствия Великой французской революции и наполеоновские войны. Романтики дистанцировали от современного экономического порядка, считая его недостойным человеческой личности. Они считали, что развитие науки, техники частично формирует человека, лишает его целостности и универсальности. Фундаментом, эстетики романтизма является увлечённость идеей защиты универсальной личности. В Возрождении красота – понятие объективное, а в романтизме – субъективное (своё).

Романтики считали, что главный смысл искусства состоит в воспроизведении глубин человеческого духа. Объективная действительность не может быть основой искусства. Культивируется стиль переживания и страсти. Шлегель: романтическая поэзия выражает тяготение к хаосу. Романтики хотели проникнуть в то, что лежит за пределами бытия. Они обращались к мистике, эзотерике, фантастике. Всё это не могло быть выражено в устойчивой художественной форме. Шлегель «Люцинда» - совмещены элементы рассказа, поэзии, сказки, аллегории – универсальность. Размыв жанра, ориентация на открытость и незавершённость приводит к новым результатам. В романтизме художественная целостность сложного типа, соединение того, что нельзя было представить в единстве. Способность саморазвития слова – философия поэтов У. Блейк, Гёльдерлин. Тексты многозначны, философичны. Для романтиков важна тема достоинства. Способ и стиль переживания возвышает человеческое достоинство. Человека может возвысить религиозное переживание. Романтики избегали определений, когда хотели описать свой метод. (В романтизме нет правил. Важно не загонять в рамки). Ирония – важный метод в романтизме. Человек, обладающий ироническим мироощущением, в высшей степени свободен. Ирония мироощущения способна спасти человека от противоречий, которые несёт мир. Ирония возникла как результат дистанцирования от мира, попытка оторваться от пространственной нормы и повседневности. Иронический персонаж всегда меняет маски, но возвращается к себе. Желико (художник)«Плод медузы». Гофман «Щелкунчик».

Возникает попытка возродить поэтическое видение мира, которое было свойственно античности. Самое глубокое – это поэзия. Глубже поэзии – мифология, мир первообразов. Одной из задач романтиков является создание новой мифологии.

Важное место в эстетике романтизма занимает мысль о гении как о творце. Мир – это холст его выражения. Происходит смещение от пластического искусства к музыке.. Музыка возносится на 1 место, способна высказать невысказанное, опирается на слух и голос. А голос исполнен страстей человеческих. Лист, Шопен, Бетховен, Шумен, Вебер, Брамс. Неоромантик – Штраус. Романтизм обогатил жанры. Возникли новые жанры – ода, баллада, ноктюрн, соната.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: