double arrow

Тема 6. Психологическая сущность воспитания


ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

  1. Традиционная и гуманистическая парадигмы образования: стратегии воспитания личности школьника
  2. Психологический смысл воспитания. Вопросы формирования морали и нравственности: ответственность школьника.
  3. Понятие о критериях воспитанности,.
  4. Формирование самоконтроля и самооценки в ученика в процессе педагогического воспитания.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. «Логос». 2001.41-47
  2. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер. 2000. с. 31-36.
  3. Н.Ф.Талызина. Педагогическая психология. М. «Академия».1999. С. 261-263
  4. Чудновский В.Э. Возрастные психологические особенности нравственной саморегуляции поведения // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «ACADEMIA», 2005. С. 350-352
  5. Вербова К.В., Кондратьева С.В. Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции // Вопросы психологии. № 2. 1990. с.43-50.

6. Иващенко Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. 2000. № 3. с. 87-93.

  1. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности // Вопросы психологии. 2000. № 4. с. 148-155.
  2. Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопросы психологии. 1986. № 3.
  3. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му вопросу (Вербова К.В., Кондратьева С.В. «Понимание А.С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции»):

  • педагогическая фасилитация;
  • перцептивные способности учителя;
  • психологическая культура учителя.
  • По 2-му вопросу (Иващенко Ф.И. «Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности»; «Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности» Чудновский В.Э. Возрастные психологические особенности нравственной саморегуляции поведения; Н.Ф.Талызина. Педагогическая психология):
  • переход «внешнего во внутреннее» в процессе воспитания;
  • сущность индивидуального подхода к учащимся;
  • возрастные особенности развития нравственной саморегуляции
  • условия формирования ответственности учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса.

По 3-му вопросу (Селиванов В.И., Гаврилова С.А. «Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности»; Семенов И.Н., Степанов С.Ю. «Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности»):

  • развитие воли у учащихся в процессе воспитания;
  • самоконтроль, пути его повышения у школьников;
  • рефлексия школьника как основа самовоспитания и саморазвития;

По 4-му вопросу (Резниченко М.А. «Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы»):

  • понятие самооценки;
  • виды самооценки;
  • значение самооценки в формировании личности школьника.
  • формирование самоконтроля и самооценки в ученика в процессе педагогического воспитания.

Сейчас читают про: