Интуитивные модели строятся на основе предшествующего опыта, наблюдения и воображения специалистов о моделируемом объекте. Принципиальная особенность интуитивных моделей – это отсутствие их логического обоснования. Интуитивные модели, как правило, используются на первоначальном этапе исследования объекта либо в том случае, когда с помощь других видов моделей описать объект не представляется возможным.
Сценарные модели подробно описывают набор предполагаемых состояния системы (ситуаций, сцен), характеристики каждого элемента в этих состояниях.
Пример: сценарий конференции, сценарий заседания, сценарий развития событий на рынке.
Игровые модели описывают процессы, в которых участвуют несколько сторон, реализующих свои интересы. Каждая из сторон имеет свою цель и использует для этого определенную линию поведения в зависимости от действий других сторон. Игровые модели помогают выявить проблемные ситуации, которые могут возникнуть в реальных условиях, проанализировать их и выбрать пути их решения.
|
|
Пример: подготовка к собеседованию при приеме на работу в форме деловой игры.
Мысленные модели представляют собой образы моделируемой системы, которые находят отражение в человеческом сознании. В зависимости от потребностей данный класс моделей может принимать различные виды, которые только отражают окружающую действительность (мысленная фотография) или более глубоко представляют систему на уровне понятий, суждений, умозаключений (т.е. в форме, которую реально наблюдать нельзя). По существу человек представляет окружающий мир в виде мысленных моделей, так как всякая мысль есть результат отражения того, что нас окружает. Каждый мыслящий человек пользуется этими моделями.
Воплощением мысленных моделей являются словесные (вербальные), которые при общении с людьми выражаются устно или письменно.
Словесные модели широко используется в гуманитарных науках для описания наиболее общих законов философии, общественного развития, а также для описания сложных систем, формализация которых нецелесообразна или затруднительна. В описании структуры и размещения предприятия, в приказе руководителя, в техничском задании на создании автоматизированной системы – везде используются словесные модели.
Для словесных моделей характерны широкое применение аналогий, правдоподобных рассуждений. Однако многозначность понятий в них затрудняет проведение расчетов и приводит к громоздким записям. Для устранения этих недостатков целесообразно использовать знаковые модели.
Метод
Метод (от др.-греч. μέθοδος — путь):
|
|
способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи;
систематизированная совокупность приёмов или операций (шагов, действий) практического освоения или теоретического познания действительности.
В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы могут морально устаревать, преобразовываться в другие методы, развиваться в соответствии с достижениями технической и научной мысли, потребностями общества.
Метод, как правило, носит авторский характер, то есть создается конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой.
Совокупность однородных методов принято называть подходом.
В различных областях знаний понятие метод имеет свою специфику:
в математике — синоним алгоритма решения задачи;
в информатике — единый обобщенный способ решения задач определенного класса;
в программной инженерии — технический способ построения программного обеспечения;
в объектно-ориентированном программировании — процедура или функция, относящаяся к какому-либо классу или объекту.
Методика - совокупность методов, направленных на выполнение комплексной задачи (нескольких задач) или достижения составной цели (нескольких целей).
Методология (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μέθ- + οδος, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей (знания о том как создавать методы).
Методологи — специалисты, занимающиеся изучением и разработкой принципов формирования методов, разрабатывающие методы и технологии их применения.