1) Графический диктант с выделением гласных.
Логопед произносит слова так, как они пишутся, и напоминает, что слова следует разделять запятой.
Ученики в тетрадях дают графическое изображение этих слов и пишут гласные над соответствующим слогом.
Приблизительный перечень слов: шар, гусь, ракета, нож, игла, радуга, ворота, еж, дом, шапка, музыка, вата, лето, погода.
2) Проверка выполненной работы.
Логопед называет слова в порядке предъявляемых картинок, ученики называют количество слогов и гласные в слове.
III. Порядок слогов в слове.
Логопед выставляет на доску картинки, изображающие сумку и машину. Название этих картинок произносит деформированно: ка-сум, ши-ма-на. Затем спрашивает: получились слова? (Не получились,) Переставляет слоги и произносит слова правильно. Теперь получились слова? (Получились.) Почему в первом случае слова не получились? (Слоги произносились не по порядку.) Чтобы получались слова, необходимо слоги не путать и произносить их по порядку.
Задание 1. Прослушайте стихотворение «Петя и слова», закончите его, составив последнее слово из предложенных слогов. (На доску выставляются слоги МЫ, ВЫ, ТЫ.)
Вот с какими он словами Прибежал однажды к маме:
Если руки мыли ВЫ,
Если руки моем МЫ,
Если руки моешь ТЫ, Значит, руки....
Задание 2. Составьте слова из слогов: а) с опорой на картинку, б) без опоры на картинку.
Логопед произносит слова, переставив слоги, учащиеся правильно называют слово.
а) па-ла, ки-ра, ки-ма, ры-ша, ба-шу, зы-ко
б) ка-ру, ти-но, су-не, ру-бе, ма-зи, жу-хо
Задание 3. Составьте правильно слова из слогов разрезной азбуки.
ма-ра, ни-са, ка-бел, ро-вед, ка-шап, бик-ку, мар-ко, ки-мар IV. Итог занятия.
Логопед. Чему вы сегодня научились?