Предисловие

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Книга для логопеда

Москва «Просвещение» 1987

ББК 74.3 Е91

Рецензенты: логопед А. Ф. Платонова (Москва); инспектор Министер­ства просвещения СССР Ю. К. Сафронова

Ефименкова Л, Н.

Е91 Коррекция звуков речи у детей: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1987.—200 с: ил.

В книге приводится материал по коррекции у детей произношения свистя­щих и шипящих звуков и их дифференциации, а также практические упражне­ния на развитие логического мышления, внимания и памяти в целях формиро­вания правильной речи.

Книга рассчитана на логопедов специальных и массовых школ.

87 ВБК 743

© Издательство «Просвещение», 1987


Предисловие

Пособие предназначено для логопедов, работающих на школьных логопедических пунктах, а также в школах специ­ального назначения.

Нарушение звукопроизношения может проявляться как самостоятельный дефект, а также в сочетании с другими ре­чевыми нарушениями (фонетико-фонематическое недоразви­тие, общее недоразвитие речи, при которых имеет место несформированность фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи). Поэтому, наряду с основной задачей — коррекцией звукопроизношения, мы ставили своей целью развитие и других сторон речи. Помимо закрепления навыков правильного произношения звуков в словах различной слоговой структуры, различения их в речи, детям дается возможность практически понять и усвоить лек­сическое, грамматическое значения слов и их связей в пред­ложении. Автоматизируя звуки в предложении, дети парал­лельно учатся понимать и правильно употреблять предложе­ния разной структуры, грамматически правильно строить их.

Учитывая, что у детей могут быть нарушены и неречевые процессы, задания, предложенные в книге, предполагают раз­витие логического мышления, внимания, памяти, последова­тельности, что способствует правильному формированию всех звеньев речевой системы. Например, в задании № 7 с. 8, наряду с основной задачей — автоматизацией звука с в слогах и словах, дети с этим звуком образовывают новые слова, объ­единенные одним корнем. Такая работа помогает расширить качественную сторону словаря, а также воспитывает слуховое восприятие и память, развивает мышление. В задании 23 на с. 12, наряду с основной, детям предлагается грамматическая тема «Согласование имени существительного с именем прила­гательным в роде и числе» и т. д.

На более поздних этапах работы, при автоматизации зву­ков в связной речи, дети учатся осмысленному пересказу, составлению целых рассказов.

В пособие включен материал по коррекции свистящих и шипящих звуков и их дифференциации. Этой работе предше­ствуют описание правильной артикуляции звука и система коррекционных упражнений.

При проведении специальных упражнений учитывается их последовательность и целесообразность, а также возможные затруднения детей при выполнении заданий. Предлагаются упражнения, направленные на развитие движений органов ар­тикуляционного аппарата (динамические упражнения), кото­рые чередуются с упражнениями, помогающими выработать определенное положение органов артикуляционного аппарата (статические упражнения).

Большинство заданий построено в игровой форме. Такое построение поможет быстрее усвоить предлагаемый материал.

В целях экономии времени и повышения эффективности занятия по коррекции звукопроизношения целесообразно про­водить сразу с несколькими детьми, имеющими идентичные речевые дефекты. В пособие включены примерные конспекты занятий.

Логопед может использовать материал данной книги пол­ностью или частично, в зависимости от дефектов речи ре­бенка.

Звук с

Правильная артикуляция звука с. Язык находится в низу ротовой полости. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам.

Губы слегка растянуты.

Зубы сближены, но не сомкнуты.

Воздушная струя сильная, холодная, проходит по середине языка.

Голосовые связки не работают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: