Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным деиствием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.
Аналоги. «Педагогика сотрудничества" как проникающая технология широко применяется в работе учителей и целых школ, как в России, так и за рубежом. Кроме вышеупомянутых, можно указать также известные школы и имена:
Агишева З. И. (Йошкар-Ола, Марий-Эл);
Жаренова Т. Н. (Лакинск, Владимирская обл.);
|
|
Англия: Саммерхилл (Педагогика свободы по А. Нейлу);
США: Бруклайн (Демократия в действии), Нью-Йорк (^Справедливое сообществом Л. Кольберга);
Швейцария: Иттиген (Вальдорфская школа).
Литература
1 Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1990.
2. Берулаева М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. - № 5.
3. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе //Народное образование. — 1988. — № 1.
4. Иванов И П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
5. Ильин Е. Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.
6. Концепция общего среднего образования. - М.: ВНИК "Школа", 1988.
7. Кочетов Л. И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994.
8. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989.
9. Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М., 1994.
10. Отчеты о встречах учителей-новаторов (Учительская газета):
Педагогика сотрудничества. - 1986. - 18 марта.
Демократизация личности. — 1987. — 17 октября.
Методика обновления. - 1988. - 19 марта.
Войдем в новую школу. - 1988. - 18 октября.
От ученика - к личности // Первое сентября. - 03. 09. 96.
11. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. - М., 1987.
12. Селевко Г. К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М.: МГУ, 1989.
13. Селевко Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991.
14. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Ярославль, 1988, 1989.
|
|
15. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. - Ярославль, 1990.
16. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994 - № 5
17. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М.: Просвещение, 1987.
18. Цирлина Т. В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.
19. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.
20. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1990.