Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования об­щеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный мате­риал-с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: ими­тационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного ко­митета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т. д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение пла­на, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседа­ний и т. д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими­тирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, дей­ствий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащи­мися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театра. В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему Поведению, учитывать воз­можности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интере­сы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются кон­кретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «дело­вому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отраба­тывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 5).

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сцена­рия - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:

учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуа­ции и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается поста­новка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструк­ций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необ­ходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап подготовки Разработка игры — разработка сценария
— план деловой игры
— общее описание игры
— содержание инструктажа
— подготовка материального обеспечения
Ввод в игру — постановка проблемы, целей
— условия, инструктаж
— регламент, правила
— распределение ролей
— формирование групп
— консультации

Этап проведения Групповая работа над заданием — работа с источниками
— тренинг
— мозговой штурм
— работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия — выступления групп
— защита" результатов
— правила дискуссии
— работа экспертов
Этап анализа и обобщения — вывод из игры
— анализ, рефлексия
— оценка и самооценка работы
— выводы и обобщения
— рекомендации

Рис. 5. Технологическая схема деловой игры

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модифика­ции деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участ­ников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе:

генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контро­лер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, фор­мулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установ­ление связи игры с содержанием учебного предмета.

Литература

1. Азаров Ю. П. Игра и труд. - М., 1973.

2. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1979.

3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М., 1987.

4. Баев П. М. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

6. Газман О. С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

7. Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.

8. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

9. Занъко С. Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

10. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского. - М., 1994.

11. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

12. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

13. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. t. v. - М., 1958.

14. mинкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

15. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

16. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

17. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М.: Народное образова­ние, 1996.

18. Спиваковский А. С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

19. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М, 1981.

20. Удовольствие — в игре. — М.

21. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

22. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

23. Шмаков С. А. Культура - досуг - ребенок. - М., 1994.

24. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1979.

25. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: