Особенности методики. Каждое из отделений использует специфические частнометодические и локаль­ные технологии

Каждое из отделений использует специфические частнометодические и локаль­ные технологии:

- музыкального образования Д. Б. Кабалевского, В. В. Кирюшина, В. В. Емелья­нова;

- художественного образования В. С. Кузина, Б. М. Неменского;

- филологического образования Г. Н. Кудиной, В. А. Левина, Е. И. Пассова, З. И. Новлянской;

- нравственного воспитания А. И. Шемшуриной, А. И. Кочетова;

- экологического воспитания Н. Т. Суравегиной, Т. В. Кучер и т. д. Весьма важной, но нелегкой задачей технологии является определение специ­альных данных детей - интересов и склонностей, задатков и способностей.

Система психолого-педагогической диагностики детей по интересам включает:

- ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V-XI классов, их роди­телей и классных руководителей;

- тестирование развития специальных способностей;

- определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в I класс;

- определение интересов и данных для дифференциации при переходе из на­чальной школы в среднюю ступень;

- профориентационную диагностику при переходе из средней ступени в старшую.

Положительные и отрицательные аспекты дифференциации по интересам:

Дифференциация по интересам
Положительные аспекты Трудности и возможные отрицательные последствия
Наилучшие условия для развития и реализации задатков и способностей ре­бенка. Отсутствие точных и надежных спо­собов диагностики специальных инте­ресов ребенка.
Удовлетворение имеющихся интере­сов ребенка. Интересы ребенка не есть нечто неизменное, они меняются.
Исключается стремление «стричь всех под одну гребенку». Не обеспечивается всестороннее раз­витие личности.
Усиление мотивации к учебе, самоопределение ребенка. Излишняя целенаправленность ме­шает приобрести общий гарантирован­ный минимум знаний и умений во всех областях.
Раннее развитие способностей, профориентация, специализация. Сужение образовательного про­странства, опасность одностороннего развития.
Возможно более раннее распознава­ние и развитие природных задатков и способностей ребенка. Отсутствие научных рекомендаций о возрасте, с которого можно и нужно начинать дифференциацию.
Реализация свободы выбора ребен­ка, обеспечение возможности «соци­альных проб». Неопределенность, отсутствие рекомендаций по дозировке (мере) включения, погружения ребенка в спе­циальную область.
Возможность использовать сензитивные периоды в развитии личности (наиболее благоприятные для развития тех или иных качеств). Трудности наблюдения и отслежива­ния развития специальных качеств лич­ности.

Примечание. Американская система. В США и некоторых европейских странах существу­ет некое подобие «дифференциации обучения по интересам». Около 50 % учебного времени отводит­ся на обязательные предметы - «ядро», куда входит пять базисов: язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другая половина учебного времени занята предме­тами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», содержащих по несколько десятков спецкурсов. Учащиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественно­научного, математического содержания. Обязательный результат обучения состоит в зачете опреде­ленного ограниченного количества курсов в каждом пакете.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.

2. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительно­сти. - М., 1986.

3. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. - 1993. - № 1.

4. ДжуринскийА. Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М.: Знание, 1989.

5. Каптерев П. Ф. Об эстетическом воспитании. Избранные пед. сочинения. - М., 1982.

6. Кузина Г. Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М., 1988.

7. Лебедев Д. Школа гармонии // Искусство в школе. - 1992. - №3,4.

8. Лук А. Н. Эмоции и личность. - М., 1982.

9. Луначарский А. В. Избранные статьи по эстетике. - М., 1973.

10. Маанди Н. А. Школа моей мечты // Народное образование. - 1995. - №3.

11. Ольшаникова А. Е. Эмоции и воспитание. - М., 1983.

12. Основы эстетического воспитания / Под ред. А. К. Дремова. - М., 1975.

13. Селевко Г. К. и др. Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль:

ИУУ, 1993.

14. Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. - М.: РИПКРО, 1996.

15. Система эстетического воспитания в школе / Под ред. С. А. Герасимова. - М, 1983.

16. Ситник А. П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных, факульта­тивных и внеклассных занятий. - М., 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: