Каждое из отделений использует специфические частнометодические и локальные технологии:
- музыкального образования Д. Б. Кабалевского, В. В. Кирюшина, В. В. Емельянова;
- художественного образования В. С. Кузина, Б. М. Неменского;
- филологического образования Г. Н. Кудиной, В. А. Левина, Е. И. Пассова, З. И. Новлянской;
- нравственного воспитания А. И. Шемшуриной, А. И. Кочетова;
- экологического воспитания Н. Т. Суравегиной, Т. В. Кучер и т. д. Весьма важной, но нелегкой задачей технологии является определение специальных данных детей - интересов и склонностей, задатков и способностей.
Система психолого-педагогической диагностики детей по интересам включает:
- ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V-XI классов, их родителей и классных руководителей;
- тестирование развития специальных способностей;
- определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в I класс;
- определение интересов и данных для дифференциации при переходе из начальной школы в среднюю ступень;
|
|
- профориентационную диагностику при переходе из средней ступени в старшую.
Положительные и отрицательные аспекты дифференциации по интересам:
Дифференциация по интересам | |
Положительные аспекты | Трудности и возможные отрицательные последствия |
Наилучшие условия для развития и реализации задатков и способностей ребенка. | Отсутствие точных и надежных способов диагностики специальных интересов ребенка. |
Удовлетворение имеющихся интересов ребенка. | Интересы ребенка не есть нечто неизменное, они меняются. |
Исключается стремление «стричь всех под одну гребенку». | Не обеспечивается всестороннее развитие личности. |
Усиление мотивации к учебе, самоопределение ребенка. | Излишняя целенаправленность мешает приобрести общий гарантированный минимум знаний и умений во всех областях. |
Раннее развитие способностей, профориентация, специализация. | Сужение образовательного пространства, опасность одностороннего развития. |
Возможно более раннее распознавание и развитие природных задатков и способностей ребенка. | Отсутствие научных рекомендаций о возрасте, с которого можно и нужно начинать дифференциацию. |
Реализация свободы выбора ребенка, обеспечение возможности «социальных проб». | Неопределенность, отсутствие рекомендаций по дозировке (мере) включения, погружения ребенка в специальную область. |
Возможность использовать сензитивные периоды в развитии личности (наиболее благоприятные для развития тех или иных качеств). | Трудности наблюдения и отслеживания развития специальных качеств личности. |
Примечание. Американская система. В США и некоторых европейских странах существует некое подобие «дифференциации обучения по интересам». Около 50 % учебного времени отводится на обязательные предметы - «ядро», куда входит пять базисов: язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другая половина учебного времени занята предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», содержащих по несколько десятков спецкурсов. Учащиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественнонаучного, математического содержания. Обязательный результат обучения состоит в зачете определенного ограниченного количества курсов в каждом пакете.
|
|
Литература
1. Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.
2. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М., 1986.
3. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. - 1993. - № 1.
4. ДжуринскийА. Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М.: Знание, 1989.
5. Каптерев П. Ф. Об эстетическом воспитании. Избранные пед. сочинения. - М., 1982.
6. Кузина Г. Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М., 1988.
7. Лебедев Д. Школа гармонии // Искусство в школе. - 1992. - №3,4.
8. Лук А. Н. Эмоции и личность. - М., 1982.
9. Луначарский А. В. Избранные статьи по эстетике. - М., 1973.
10. Маанди Н. А. Школа моей мечты // Народное образование. - 1995. - №3.
11. Ольшаникова А. Е. Эмоции и воспитание. - М., 1983.
12. Основы эстетического воспитания / Под ред. А. К. Дремова. - М., 1975.
13. Селевко Г. К. и др. Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль:
ИУУ, 1993.
14. Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. - М.: РИПКРО, 1996.
15. Система эстетического воспитания в школе / Под ред. С. А. Герасимова. - М, 1983.
16. Ситник А. П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных, факультативных и внеклассных занятий. - М., 1979.