Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов)

Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

Св. писание

Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарно­го университета, г. Москва.

Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.

Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характерис­тика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.

В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М. М. Бахтина «о куль­туре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «фило­софской логики культуры» В. С. Библера.

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важней­шей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диа­лог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (ком­муникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: диалектическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН +2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразова­тельная, дидактоцентрическая.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.

По категории обучаемых: продвинутого уровня.

Целевые ориентации

• Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.

• Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сво­димых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: