Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.
Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.
Методические особенности урока-диалога.
• Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.
• Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.
• Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.
Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).
Примечание. Диалог культур как технология имеет несколько опубликованных инструментованных вариантов: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура» (Л. М. Предтеченская); 6) взаимосвязанное преподавание литературы и истории (С. В. Селеменов, А. А. Ткаченко); в) преподавание по четырехпредметному синхронизированному программному комплексу (Н. Н. Пайков).
Литература
1. Афанасьев И. Учебное незнание и точки удивления // Учительская газета. - 1993. - № 46.
2. Берлянд И. Е., Курганов С. Ю. Математика в школе «диалога культур». - Кемерово: Алегро, 1993.
3. Библер B. C. Мышление как творчество. - М., 1975.
4. Библер B. C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. - 1989. - №2.
5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
6. Кларин М. В. Учебная дискуссия // Мир образования. - 1996. - № 1.
7. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге // Народное образование. - 1989. -№ 2,4,5.
8. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.
9. Курганов С. Ю. Экспериментальная программа школы «диалога культур». 1-4 классы. - Кемерово: Алегро, 1993.
10. Предтечеткая Л. М. Мировая художественная культура. - М., 1995.
11. Селевко Г. К. Основы молекулярно-кинетической теории // Вечерняя средняя школа. -1967. - №3.
12. Селеменов С. В., Ткаченко А. А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. - 1996. - №3.
13. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.
14. Школа диалога культур / Под ред. B. C. Библера. - Кемерово, 1993.
15. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. В. С. Библера. - Кемерово, 1992.