Г. Элементы ручного труда, ремесла

Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.

Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.

Методические особенности урока-диалога.

• Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не сни­мает проблемы.

• Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгу­щении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.

• Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные пробле­мы бытия.

Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все ва­рианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.

Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке куль­тур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до по­ступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-мон­стров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).

Примечание. Диалог культур как технология имеет несколько опубликованных инструменто­ванных вариантов: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура» (Л. М. Предтеченская); 6) взаимосвязанное преподавание литературы и истории (С. В. Селеменов, А. А. Ткаченко); в) преподавание по четырехпредметному синхронизированному программному ком­плексу (Н. Н. Пайков).

Литература

1. Афанасьев И. Учебное незнание и точки удивления // Учительская газета. - 1993. - № 46.

2. Берлянд И. Е., Курганов С. Ю. Математика в школе «диалога культур». - Кемерово: Алегро, 1993.

3. Библер B. C. Мышление как творчество. - М., 1975.

4. Библер B. C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. - 1989. - №2.

5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

6. Кларин М. В. Учебная дискуссия // Мир образования. - 1996. - № 1.

7. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге // Народное образование. - 1989. -№ 2,4,5.

8. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.

9. Курганов С. Ю. Экспериментальная программа школы «диалога культур». 1-4 классы. - Ке­мерово: Алегро, 1993.

10. Предтечеткая Л. М. Мировая художественная культура. - М., 1995.

11. Селевко Г. К. Основы молекулярно-кинетической теории // Вечерняя средняя школа. -1967. - №3.

12. Селеменов С. В., Ткаченко А. А. Школа диалога культур: что это? // Школьные техноло­гии. - 1996. - №3.

13. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.

14. Школа диалога культур / Под ред. B. C. Библера. - Кемерово, 1993.

15. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. В. С. Библера. - Кемерово, 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: