double arrow

Монолог – диалог – полилог

Деление речи на монолог и диалог по числу участников общения (монолог – речь одного человека, диалог – речь двоих) было известно уже в Древней Греции, где оно применялось к риторике, философии, логике. Речь двоих в диалоге представлена чередованием ролей: слушающий становится говорящим, а говорящий – слушающим. В последние десятилетия ХХ века стало активно использоваться понятие «полилог» для обозначения речевого процесса в группе общающихся, где роли меняются, как правило, неупорядоченно.

Монолог – форма речи, построенная как развернутое высказывание одного лица и рассчитанная на опосредованное восприятие, практически не связанная с реакцией собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Различают два основных типа монолога.

Первым будет сознательное обращение к слушателю или аудитории, характерное для устной формы книжной речи: научная речь, судебная речь, устная публичная речь, художественная речь. Второй тип – речь наедине с самим собой, не направленная непосредственно на слушателя и не рассчитанная на ответную реакцию собеседника.

Монолог как специфический вид речи отличается рядом особых качеств: в нем сильны мотивы индивидуального самовыражения; ослаблена установка на ответную реакцию собеседников; композиция монолога всегда более четкая, ее организация выше, чем в диалогических репликах; это же относится и к выбору языковых средств – в нем меньше случайного.

Монолог характеризуется относительной завершенностью и, как правило, не требует непосредственной обратной связи. Нередко также отмечается, что монолог рассчитан на пассивное восприятие аудитории, но вряд ли с этим можно согласиться: трудно представить себе такого оратора, артиста или наставника, который бы не рассчитывал бы на реакцию своих слушателей.

Отсюда противоречивость монолога: с одной стороны, если человек заговорил, то он рассчитывает на общение, с другой – монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному взаимодействию, поскольку предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.

Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной направленности (повествование, рассуждение, убеждение).

Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методами изложения материала, среди которых выделяют следующие:

- индуктивный – изложение материала от частного к общему (этот метод нередко используется в агитационных выступлениях);

- дедуктивный – изложение материала от общего к частному (оратор в начале речи выдвигает какие-то предположения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах);

- метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов;

- концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы (выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу);

- ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим (рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается);

- исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли за какой-то период.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая. Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи – лекции, отчеты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная. Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв, речь-протест.

Основные коммуникативные ситуации употребления монолога – сфера искусства, ораторские выступления, обращение по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.). В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко.

С психологической точки зрения монолог неестественен, ведь всякая речь должна быть обращена к адресату (пусть и воображаемому) и подразумевать его ответную реакцию. М. Львов подчеркивает, что не только в произносимом и тем более записанном, но даже в мысленном монологе человек обращается к предполагаемому собеседнику и старается учитывать его возможную реакцию на свою речь.

Так оратор обдумывает речь и прогнозирует ее восприятие, пишущий пишет письмо и предвкушает реакцию своего адресата. «Монологическая речь активна, но рассчитана на пассивное и отстроченное восприятие, возможно, на критическое перечитывание и обсуждение. Это речь строгая, правилосообразная, композиционно выверенная. Но бывают и монологи-импровизации, в них звучит страсть и увлечение».

Диалог – форма устной или письменной речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами и характеризующаяся ситуативностъю (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностъю (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером).

К основным языковым особенностям диалога относятся:

- наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;

- синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;

- обилие вопросительных и побудительных предложений в качестве соединительных, стимулирующих реплик.

При этом происходит смена ролей говорящих, в основе которой лежит заданное правилами закономерное завершение речевого фрагмента. Так, на вопрос следует ответ, приветствие сопровождается приветствием, просьба – принятием или отклонением и т.д.

Это организационный принцип, называемый принципом последовательности, задает простейшую схему построения разговора, в рамках которой возникают более сложные варианты разговорной динамики (фрагменты с уточняющими высказываниями, вставками). Принцип предполагает релевантность ответной реакции, т.е. реплика соответствующего типа ожидается, хотя может быть и отсрочена.

Общие правила диалога таковы:

- получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;

- вопрос требует ответа;

- повеление требует ответа действием или словом;

- повествование требует внимательного молчания, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.

М. Львов предлагает рассматривать весь диалог или его части как единый речевой акт, как целый текст. Ведь он малопонятен в отдельных репликах и может быть адекватно понят только целиком или, как минимум, в составе пары реплик. Как правило, реплики в диалоге не обладают самостоятельностью, законченностью, другими признаками монолога. Ситуации, в которых происходит диалог, отличаются естественностью, речь в них преимущественно ситуативная, во многом спонтанная.

Языковой состав реплик одного участника диалога нацелен на восприятие и активизацию второго, для чего используются элементы разговорного стиля, эллиптические конструкции, обращения, восклицания и вопросы, а в устном диалоге – богатая палитра интонаций. В то же время наблюдается и экономия языковых средств, поскольку сама ситуация требует быстрой ответной реакции, опоры на емкие и лаконичные высказывания. Поскольку диалогическая речь редко бывает подготовлена и скорректирована, в ней высока вероятность неудачного выбора слов и даже ошибок, нарушений литературной нормы.

Любой диалог имеет свою структуру: начало (завязка) – основная часть – концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. В зависимости от содержания реплик и позиций его участников диалог может развертываться линейно, с некоторыми ответвлениями, причем дискуссионный диалог строится по контрарному принципу.

Он предрасположен к экспрессии и эмоции в нем играют значительную роль. Зачастую используются повторы, междометия, частицы, лексика разговорного стиля и пр. Экспрессивность диалога, его выразительные возможности широко используются в художественной литературе, а в театральных пьесах он вообще играет центральную роль.

Несмотря на стремление к информативности в диалоге, могут существовать и целиком ритуальные его формы (например, беседа о погоде). В любом случае должны быть предъявлены общие сведения, тематический репертуар, ключевые слова, исходные нормы и ценности, рамки возможных отклонений от темы. Также необходимо исходное различие в уровне знаний участников диалога или их осведомленности о предмете обсуждения. В противном случае информация перестает восприниматься как значимая и обмен ею становится невозможен.

Выделяют следующие типы диалога: информативный (обычно состоит из вопрос-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос), прескриптивный (содержит просьбу, приказ и согласие или отказ выполнить предлагаемое действие), обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия между экспертами в обсуждаемом вопросе), экспрессивный, направленный на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх) с использованием малых жанров (короткая история, шутка, острота, анекдот). Также в контексте установления / регулирования межличностных отношений выделяют диалог-диссонанс и диалог-унисон.

В диалоге в наибольшей степени реализуются вопросно-ответные комплексы.

Вопросы классифицируют следующим образом:

- уточняющие и восполняющие;

- простые и сложные;

- корректные и некорректные;

- нейтральные, благожелательные и провокационные.

Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности, требуют ответа «да» или «нет». Восполняющие вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, их отличительный признак – вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему». Простые вопросы не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные вопросы включают в себя два и более простых вопроса.

Корректные вопросы основываются на истинных суждениях, некорректные вопросы основываются на ложных или неопределенных суждениях. Нейтральные вопросы не содержат эмоциональной окраски и никак не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные вопросы подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные вопросы окрашены негативно и содержат скрытое или яйное подстрекательство к неверным действиям собеседника.

Ответы классифицируют следующим образом: правильные, неправильные и «не по существу»; позитивные и негативные. Правильные ответы дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения. Неправильные ответы связаны с вопросом, но неверно отражают действительность. Ответы «не по существу» могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются. Позитивные ответы содержат стремление разобраться в поставленных вопросах, в негативных – стремление оборвать диалог.

Диалог строится на доверии к чужому слову, поисках глубинного смысла, на согласии совместно искать этот смысл. Он требует компромисса, критической самооценки и анализа ситуации с учетом позиции оппонента. В диалоге необходима демонстрация уважения к собеседнику, открытость в поведении, отсутствие лжи и тактических хитростей.

И здесь становятся необходимы определенные правила кооперации (П. Грайс):

1) Количество: высказанной информации должно быть не меньше и не больше необходимого;

2) Качество: не говори того, что может считаться ложным и для чего у тебя нет достаточных оснований;

3) Отношения: не отклоняйся от темы, выражайся ясно, избегая непонятных и неоднозначных высказываний;

4) Средства: будь краток, избегай ненужного многословия и будь организован.

В целом необходима определенная установка на взаимопонимание, сочувствие к сиюминутным коммуникативным интересам собеседника.

Областью применения диалога является вся публичная сфера. Это и политические дебаты, и деловые переговоры, и научные дискуссии. Драматические произведения – комедия, трагедия, драма и водевиль – построены в форме диалога и предназначены для сценического воплощения. Использовался диалог и как принцип построения философских трактатов (например, диалоги Платона), в качестве основы эпистолярного жанра–романа в письмах («Страдания юного Вертера» И.В. Гете), а также как подлинная переписка, издаваемая в виде отдельных книг или заключительных томов в собраниях сочинений писателей (например, А.П. Чехова).

Диалог привлекал внимание многих исследователей (М. Бахтина, Л. Якубинского, О. Лаптевой, Т. Винокур и др.), которые подвергали анализу синтаксис разговорной речи, роли коммуникантов, структурирование процесса обмена репликами, роль диалога в массовой коммуникации и т.п. Диалог исследуется в герменевтике, символическом интеракционизме и конверсационном анализе, а межкультурные исследования отталкиваются от понятия «диалог культур».

Одной из разновидностей диалога является полилог, который с начала ХХ века стал рассматриваться как самостоятельный вид речевого общения. Термин восходит к древнегреческому языку и возник как добавление к понятию диалога. Полилог – это разговор многих, общение между несколькими лицами. Установлено, что полилог, как правило, не распадается на несколько диалогов, как считали противники этого понятия. У него имеются собственные специфические признаки: количество участников не менее трех, единая тема, ситуативная связность, нелинейность. М. Львов считает, что в полилоге все они получают большее развитие, чем в диалоге.

Полилог, как и диалог, противостоит монологу в том, что в них при общении происходит смена говорящих и слушающих. Он разворачивается в следующих ситуациях: общий разговор за семейным столом во время обеда или ужина; обсуждение предстоящих совместных действий в трудовом коллективе во время «планерки»; полилог на уроке в классе; встреча нескольких приятелей на улице или в кафе; постановка спектакля на сцене театра и т.п.

В произведениях художественной литературы полилог нередко используется при описании бытовых сцен или ситуаций, взятых из реальной жизни. Например, спор казаков на площади в «Тихом Доне» М.А. Шолохова, общие разговоры в больничной палате в «Раковом корпусе» А.И. Солженицына. М. Львов справедливо полагает, что в полилоге заметно возрастает ролевая функция каждого участника и это в полной мере используется в театре – например, сцены в ночлежке из пьесы М. Горького «На дне». Каждый персонаж в полилоге более независим, а содержание его реплик получает большую амплитуду отклонений и колебаний, чем в диалоге.

На сегодняшний день полилог исследован явно недостаточно, поэтому к нему проявляют интерес социолингвистика и психолингвистика, этнология и теория дискурса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: