Особенности методики. В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «матема­тическое упражнение» в самом широком значении этого слова

В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «матема­тическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого про­цесса «учения — обучения».

Ключевой элемент технологии УДЕ - это упражнение-триада, элементы кото­рой рассматриваются на одном занятии:

а) исходная задача;

б) ее обращение;

в) обобщение.

В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:

а) составление математического упражнения;

б) выполнение упражнения;

в) проверка ответа (контроль);

г) переход к родственному, но более сложному упражнению. Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указан­ных этапов.

Опыт обучения на основе укрупнения единиц усвоения показал, что основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующе­еся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей, например:

а) решение обычной «готовой» задачи;

б) составление обратной задачи и ее решение;

в) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или урав­нению и решение ее;

г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;

д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче.

Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций.

Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повто­рение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исход­ную форму знания видоизмененной.

Методы обучения реализуются путем выполнения упражнений и объективиру­ются в знаниях. При этом не одно только количественное разнообразие методов и упражнений важно само по себе. Лишь набор определенных упражнений, сконст­руированных на основе принципа укрупнения, в четкойих последовательности обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний,

В технологии УДЕ используются одновременно все коды, несущие математи­ческую информацию: слово, рисунок (чертеж), символ, число, модель, предмет, физический опыт.

Литература

1. Селевко Г. К. Дидактические структуры учебного курса // Вопросы дидактики в техничес­ком вузе. - Омск, 1985.

2. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах (из опыта работы). ~ М.: Просве­щение, 1977.

3. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупне­ния дидактических единиц). - М.: Педагогика, 1979.

4. Эрдниев П. М. Обучение математике по УДЕ. Серия статей // Начальная школа. - 1993. -1996.

5. Эрдниев П. М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. - М., 1992.

6. Эрдниев П. М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2 классах. -М.: Просвещение, 1992.

7. Эрдниев П. М. Экспериментальное учебное пособие для 1, 2 класса. - М.: Педагогика, 1977.

8. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. -М.: Педагогика, 1988.

9. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. Л. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. -М., 1986.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: