double arrow

Особенности методики. Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная


Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная.

Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более вы­сокую истину.

Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее дос­тижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздей­ствий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного про­цесса.

Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-лично­стным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего при­нуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлет­ворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспита­ние в себе положительных творческих доминант поведения.

Организация учебного процесса по предметам основана на

• перенесении акцента с преподавания на учение;

• превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразова­нием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

• использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с по­знавательной);

• приоритет самостоятельных методов и приемов.

Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатст­вом и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределе­ния (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельнос­ти в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен порабо­тать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

Литература

1. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М. , 1987.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М. , 1986.

3. Газман О. С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М. , 1996.

4. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. - М. , 1989.

5. Кочетов А. И. Педагогические основы самовоспитания. - Минск, 1974.

6. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып. 2. - М. ,1996.

7. Маркова А. К. ч др. Формирование мотивации ученья. - М. , 1990.

8. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М. , 1991.

9. Селевко Г. К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. - 1995. - № 8.

10. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.

11. Ухтомский А. А. Собрание сочинений. T. I. Учение о доминанте. - Л. , 1950.

12. Цукерман Г. А. , Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М. : Интерпракс, 1995.

13. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М. : Логос, 1996.

XII. Педагогические технологии авторских школ

Термины -«инновационная школа" и "авторская школа" употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспе­риментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики явля­ли собой именно "авторские школы»- (воспитательные заведения И. Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Школы М. Монтессори, Р. Штейнера, Л. Н. Толстого, В. Н. Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинс-кого, Ф. Ф. Брюховецкого, Т. Е. Котиковой и др. ).

Особую роль авторские школы играют на современном этапе революционно­го преобразования общественного устройства: они ищут и указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содер­жание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное за­ведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятель­ности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обыч­ных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологи­ческой основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез отно­сительно перестройки педагогического процесса.

• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др. ) от тра­диционных, принятых в массовой школе.

• Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использо­вание в авторской модели философских, психологических, социально-педагоги­ческих или других научных оснований.

• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффек­тивность авторской школы.

Литература

1. Селевко Г. К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. -Ярославль, 1997.

2. Управление развитием школы //Под ред. М. М. Поташника, B. C. Лазарева. - М. , 1995.


Сейчас читают про: