Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная.
Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину.
Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.
Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.
Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.
|
|
Организация учебного процесса по предметам основана на
• перенесении акцента с преподавания на учение;
• превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
• использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);
• приоритет самостоятельных методов и приемов.
Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).
В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.
Литература
1. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М., 1987.
2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
3. Газман О. С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.
4. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.
5. Кочетов А. И. Педагогические основы самовоспитания. - Минск, 1974.
6. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып. 2. - М.,1996.
7. Маркова А. К. ч др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.
8. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
|
|
9. Селевко Г. К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. - 1995. - № 8.
10. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.
11. Ухтомский А. А. Собрание сочинений. T. I. Учение о доминанте. - Л., 1950.
12. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995.
13. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.
XII. Педагогические технологии авторских школ
Термины -«инновационная школа" и "авторская школа" употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно "авторские школы»- (воспитательные заведения И. Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Школы М. Монтессори, Р. Штейнера, Л. Н. Толстого, В. Н. Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинс-кого, Ф. Ф. Брюховецкого, Т. Е. Котиковой и др.).
Особую роль авторские школы играют на современном этапе революционного преобразования общественного устройства: они ищут и указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содержание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.
• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
• Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
Литература
1. Селевко Г. К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. -Ярославль, 1997.
2. Управление развитием школы //Под ред. М. М. Поташника, B. C. Лазарева. - М., 1995.