double arrow

Особенности содержания. СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы (рис

СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы (рис. 19).

1. "Теория" - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учеб­ный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента -курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

2. "Практика" - формирование опыта деятельности по самосовершенствова­нию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло­вине дня.

3- "Методика" - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами.

Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидакти­ческих единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциа­ция) определяются дидактическими подходами ких изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.

Особую группу ЗУН представляют знания по курсу "Самосовершенство­вание личности", который служит системообразующей и интегрирующей тео­ретической базой всего процесса школьного образования.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологи­ческую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему най­ти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реали­зуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоре­тической базой для всех учебных предметов.



Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);

V кл. - Познай себя (психология личности);

VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл - Учись учиться (самообразование);

VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);

IX кл. - Самоопределение;

X кл. - Саморегуляция;

XI кл. - Самоактуализация.

СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интел­лекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой осо­бого рода знания — методологические, оценочные и мировоззренческие.

В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваивают­ся и в специальном курсе, и при изучении основ наук.

В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов форми­рования СУД в технологии Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с той лишь разни­цей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).

Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосо­вершенствование личности».

СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в осно­ве целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направ­ленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А. А. Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость вос­питания доминанты постоянного нравственного самосовершенствова­ния. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

• осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

• участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

• адекватные стиль и методы внешних воздействий.

Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенство­вание личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится прак­тической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

• психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

• составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз­вития;

• осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

• тренинга и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопреде­лению и саморегуляции.

Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются инте­ресы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происхо­дит самооткрытие личности.

Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного простран­ства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпи­адах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятель­ность организуется по обучающе-воспитательной системе И. П. Волкова.

Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положитель­ной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учеб­ном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценно­стями. Но самое главное — при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершен­ствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: