Интеграция педагогики, психологии, дефектологии, медицины.
Использовать возможности внутриклассной дифференциации по предмету — значит включить огромные резервы улучшения учебно-воспитательного процесса.
Принцип разделения учащихся на гомогенные классы с различным уровнем программ - тракинг позволяет удовлетворить интеллектуальные потребности способных детей и дать необходимую помощь и поддержку слабым.
Помощь сильным и слабым дифференцируется, не затрагивая достоинства и личностного статуса последних, не меняя уровня демократичности отношений в группах и между группами, не внося разделения в школьное сообщество.
Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, система компенсации отставания и т. п.
В зависимости от глубины и качества диагностики индивидуальных особенностей детей, наличия материальных и кадровых возможностей к рассмотренным видам дифференциации добавляется организация групп детей с соматическими отклонениями, с околопатологическими особенностями умственного развития, левополушарных и правополушарных детей, а также остро нуждающихся в социальной помощи.
Методологические позиции
• Гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей.
• Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.
• Педагогический плюрализм, многопарадигматическая кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных подходов.
• Принцип оптимизации обучения Ю. К. Бабанского.
• Принцип дифференциации образования: разделение на основную и дополнительную: коррекционно-развивающую и углубленную траектории.
• Учет психологических закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации.
• Разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели.
• Социальная направленность, педагогизация окружающей среды.